Формирование эффективной системы местного управления и самоуправления – одна из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.
Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
· законность;
· социальная справедливость;
· защита прав и законных интересов граждан;
· сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
· единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
· взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
· разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
· выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
· гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
· ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
· обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
· самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления.
В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов.
12 января 2007 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым повышены статус органов местного самоуправления, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д.
Следует отметить, что после выхода Указа Президента Республики Беларусь № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», многие вопросы, которые раньше казались нерешаемыми, «сдвинулись с места». В частности, сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем – вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т. д. Каждый должен заниматься своим делом – такую политику сегодня проводит государство.
Важным шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию – это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней.
Вопросы дальнейшего развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 г. Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которого в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно.
С принятием данного Закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений, которые действовали еще с 1984 года. Впервые в Законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Изменена и структура действующего Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Новый документ дал возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам все необходимые полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.
В Законе компетенция органов местного управления и самоуправления дополняется рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплено укоренение принципа «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами.
В целях расширения возможностей граждан в решении вопросов местного значения предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления (ОТОС) может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.
Законодательно закреплен такой единоличный орган территориального общественного самоуправления, как институт старост. В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» институт старост – это действенное звено между населением и органами местного управления и самоуправления.
Президент Республики Беларусь поручил (резолюция от 3 февраля 2014 г. № 11/120-4, 122-1) Правительству Республики Беларусь внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам местного управления и самоуправления».
Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.
Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.
В соответствии с Законом «О статусе депутата местного Совета депутатов», депутатом местного Совета депутатов является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов, представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия. Депутат местного Совета вправе свободно выражать свое мнение и голосовать, руководствуясь своими убеждениями и учитывая интересы граждан и особенности развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Депутатом местного Совета депутатов может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, не имеющий судимости, проживающий на территории соответствующей административной единицы или связанный с ней в силу своей профессиональной деятельности.
Срок полномочий депутата местного Совета депутатов – четыре года. Осуществление полномочий депутатом местного Совета начинается со дня признания его полномочий Советом и заканчивается в день открытия первой сессии Совета нового созыва.
Избранные депутаты осуществляют свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя местного Совета, осуществляющего свои полномочия на профессиональной основе.
Правовой статус, назначение и освобождение от должности председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполкома регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления».
Можно выделить следующие формы деятельности депутата местного Совета в Совете и его органах:
участие депутата местного Совета в работе сессий Совета и заседаниях его органов.
Депутат местного Совета вправе обратиться с запросом к председателю Совета, президиуму Совета, руководителю (его заместителю) соответствующего исполкома, руководителям его структурных подразделений, а также к руководителям других организаций, расположенных на подведомственной местному Совету территории. Такой запрос подлежит оглашению на сессии соответствующего местного Совета;
обращение депутата – изложенное в письменной форме предложение государственным органам, другим организациям или должностным лицам о предоставлении информации и (или) разъяснений по вопросам, отнесенным к их компетенции и связанным с деятельностью депутата местного Совета.
Соответствующие структуры и должностные лица, к которым направлено обращение депутата, обязаны дать на него ответ в письменной форме в десятидневный срок со дня регистрации обращения, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок.
Кроме того, деятельность депутата местного Совета в Совете и его органах может осуществляться в виде участия депутата в проверках работы государственных органов и других организаций; осуществления депутатом предложения об устранении нарушения законности; участия депутата в работе депутатских групп и других депутатских объединений.
Одна из наиболее эффективных форм деятельности депутатского корпуса – работа в своем избирательном округе (рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, личный прием, проведение встреч с избирателями и отчеты о депутатской деятельности).
На избирательный округ приходится большой объем депутатской деятельности. Если на заседаниях местного Совета, как правило, принимаются принципиальные документы, то в округе много повседневной, оперативной, так называемой рутинной, работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, получать от них заявления. Поэтому и результаты деятельности здесь тоже зачастую нагляднее: избиратель получил квартиру, место для ребенка в детском саду, оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результат собственных усилий.
Работа в округе – это часть усилий депутата как представителя народа в местном Совете, осуществляющего функции государственной власти. И оценивать ее надо не столько по количеству обращений избирателей к депутату, хотя это важно, сколько по тому, как в принципе депутат понимает свою миссию и что делает для своих избирателей, чтобы им лучше жилось, чтобы они имели хорошее обслуживание и т.п.
Следует отметить, что Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. закреплены общая компетенция местных Советов депутатов, а также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового и первичного.
Так, согласно Закону, Советы областного уровня в пределах своей компетенции:
обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально;
утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;
присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина и др.
Советы базового уровня в пределах своей компетенции:
утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории;
утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина.
Городские Советы (городов с районным делением), помимо вышеобозначенных полномочий:
выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.
Советы первичного уровня в пределах своей компетенции:
вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;
осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.
Следует отметить, что работе с обращениями граждан депутатами уделяется особое внимание. Ведь наряду с оказанием помощи конкретному человеку обращение дает повод для размышлений о наличии каких-либо проблем в регионе. Фактически, обращаясь к депутату, гражданин вносит обоснованное предложение по совершенствованию деятельности органов управления, а депутатам Советов остается только устранить выявленные недостатки, объединив усилия исполнительного и представительного органов власти по выполнению основного назначения – служение народу.
Депутат местного Совета проводит встречи с гражданами в целях информирования их о своей деятельности, а также изучения общественного мнения по вопросам, рассматриваемым на сессиях местного Совета, потребностей населения, содействия развитию различных форм местного самоуправления.
Следует отметить, что инициатором встреч с гражданами может быть сам депутат местного Совета, а также они могут организовываться и по инициативе граждан или соответствующего исполнительного комитета.
Не менее важна и такая форма деятельности депутата как отчеты перед избирателями. Так, в соответствии с Законом «О статусе депутата местного Совета депутатов» представитель граждан обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов.
Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей. Такие отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей либо их делегатов, на которых могут приниматься решения, содержащие предложения и замечания соответствующему депутату. Такие решения собраний доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.
Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Основной формой деятельности Совета является сессия. На сессиях рассматриваются вопросы формирования бюджета и прогнозных показателей социально-экономического развития региона; управления государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности; налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет; развития системы здравоохранения; вопросы государственной поддержки организаций бытовых услуг, потребительской кооперации; финансового оздоровления некоторых субъектов хозяйствования.
Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений.
Немаловажное значение имеет и состав избранных местных Советов. Так, исходя из официальной статистики, предоставленной Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в избранных депутатов Советов 26-го созыва женщины составили 45,5%, депутаты в возрасте до 30 лет – 5,2%, представители политических партий – 1,4% от общего количества избранных депутатов. Депутатские мандаты имеют 18 граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
По роду трудовой деятельности 26,6% депутатов – работники сельского хозяйства; 13,3% – промышленности, торговли, транспорта, строительства; 16,9% – образования; 9,4% – здравоохранения и социальной защиты; 3,8% – военнослужащие и работники правоохранительных органов; 12,8% – государственные служащие; 15,3% – представители иных сфер деятельности.
В Гродненской области работало 2915 депутатов Советов различных уровней. В числе депутатов Советов 26-го созыва женщины составили 44,6%, депутаты в возрасте до 30 лет – 4,6%, представители политических партий – 1,0% от общего количества избранных депутатов, 2 депутата - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь.
По роду трудовой деятельности 31,4% депутатов – работники сельского хозяйства; 11,4% — промышленности, торговли, транспорта, строительства; 15,0% — образования; 10,4% — здравоохранения и социальной защиты; 4,3% — военнослужащие и работники правоохранительных органов; 13,7% — служащие государственных органов; 13,9% — представители иных сфер деятельности.
Такой состав местного представительного органа власти позволил эффективно и полномасштабно решать многие жизненные проблемы граждан, занимать активную позицию в процессе принятия управленческих решений, ставить вопросы и добиваться их положительного решения. Ведь сегодня еще актуальна работа по внедрению социальных стандартов для обеспечения жизнедеятельности населения. Достаточно острыми остаются проблемы качества питьевой воды, газификации населенных пунктов, состояния дорог и благоустройства улиц. Есть вопросы с наведением порядка на земле, санитарным состоянием деревень и поселков. Серьезная работа предстоит по выполнению Указа № 100 Главы государства «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». До конца текущего года предстоит напряженная работа по выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития регионов, отраслевых программ, которые утверждались на 2010–2015 гг.
За годы работы депутатов предыдущего созыва у депутатского корпуса сформировался свой особый почерк. Среди основных направлений были и благоустройство, и духовно-нравственное воспитание, и физкультурно-массовая работа, и возрождение обрядовых традиций, и многое другое. Очевидно, что все начатое будет продолжено. Все сложившиеся формы, которые подтверждены конкретным результатом, приняты населением, будут совершенствоваться нынешним депутатским корпусом.
Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 557 в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на 23 марта 2014 г. назначены выборы в местные Советы депутатов двадцать седьмого созыва.
Этим правовым актом в стране дан старт очередной избирательной кампании, основанной на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.
В предстоящую избирательную кампанию будет сформировано 1328 местных Советов депутатов, в том числе 6 областных, Минский городской, 118 районных, 10 городских (городов областного подчинения), 14 городских (городов районного подчинения), 19 поселковых, 1160 сельских Советов депутатов.
Решением Гродненского областного Совета депутатов от
18 октября 2013 года № 255 было установлено число избирательных округов по выборам депутатов Гродненского областного Совета депутатов 27-го созыва в количестве 60, а также средняя численность избирателей на округ – 13275 человек.
Учитывая предложения Гродненского городского и районных исполнительных комитетов и исходя из числа избирателей, образовано: в г.Гродно – 17 округов по выборам депутатов областного Совета депутатов, в Лидском районе – 8, в Слонимском и Волковысском по 4, в Гродненском, Новогрудском, Сморгонском и Щучинском по 3, в Вороновском, Дятловском, Ивьевском, Мостовском и Ошмянском по 2, в Берестовицком, Зельвенском, Кореличском, Островецком и Свислочском по 1.
Соответствующая работа проведена Гродненским городским и районными исполнительными комитетами. В 17 районных Советах образовано 506 избирательных округов, в Гродненском городском – 30, Скидельском и Березовском городских – 41, в поселковых и сельских Советах депутатов – 1993 округа.
В установленные календарным планом сроки президиумами соответствующих Советов депутатов и исполнительными комитетами были образованы 186 территориальных избирательных комиссий (1 областная, 1 Гродненская городская, 17 районных, 2 городов районного подчинения, 165 поселковых и сельских). В их состав вошли 1553 человека.
4 января 2014 года президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом было образовано 60 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Гродненского областного Совета депутатов 27-го созыва. В их состав вошло 660 представителей политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов.
В установленные календарным планом сроки районными исполнительными комитетами, администрациями районов г.Гродно были образованы участки для голосования. Всего по области образовано 705 участков, в том числе 44 в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, 5 в воинских частях.
С 3 по 5 февраля районными исполнительными комитетами, администрациями районов г.Гродно было образовано 705 участковых избирательных комиссий.
10 февраля 2014 года завершилось выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов. Всего по области было выдвинуто 2628 человек. В том числе в областной Совет депутатов 94 человека (1,6 на округ), в Гродненский городской – 53 (1,8 на округ), в 17 районных Советов депутатов – 532 (1,1 на округ), в Скидельский и Березовский городские Советы депутатов – 45 (1,1 на округ), в 165 поселковых и сельских Советов депутатов – 1904 (1,0 на округ).
Регистрация кандидатов в депутаты завершается 20 февраля, ровно за 30 дней до выборов, которые пройдут 23 марта 2014 года.
|