Занятость населения

Занятость населения

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.  

Правовое регулирование в сфере занятости осуществляются на основе специального Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 №125-3 с изменениями и дополнениями.  

Правовое регулирование осуществляется и на основе ряда подзаконных нормативно-правовых актов:  

Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 г. N 1549, с изменениями и дополнениями  

Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи безработным, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями.  

Правовое регулирование отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения, осуществляется следующими нормативными актами:  

Конституцией Республики Беларусь (ст. 41); Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», от 15 июня 2006 №125-3 с последующими изменениями и дополнениями; Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов» (ст. 22, 24-31); Положением о Государственной службе занятости Республики Беларусь от 18.02.2008 года; Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи от 15 апреля 1993 года; Положением о порядке организации и условиях проведения общественных работ (в редакции от 19 мая 1993 года); Положением об организации профессионального обучения безработных от 27 июня 1996 года;  

Положением о порядке и условиях переселения безработных по направлению Государственной службы занятости Республики Беларусь от 27 июня 1996 года, а также другими нормативными актами.  

Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон от занятости населения Республики Беларусь.  

Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [7, с. 78].  

Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:  

Деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность  

Деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.  

Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняемых оплачиваемую работу:  

Работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.  

Самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т.п.  

Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность  

Проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.  

Направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.  

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.  

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:  

1.     проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;  

2.     обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;  

3.     занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.  

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.  

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.  

Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.  

В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.  

Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:  

·     удержание безработицы на докритическом уровне;  

·     разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.  

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:  

·     учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;  

·     регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;  

·     организация профессионального обучения и переобучения безработных;  

·     регулирование процессов трудовой миграции  

Так как государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.  

Основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:  

·     регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;  

·     оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;  

·     помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.  

·     к правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.  

Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей: требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм; требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [3, ст. 14].  

Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [3, ст. 18]  

Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.  

Подходящей не может считаться работа, если:  

Она предоставляется в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;  

Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;  

Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.  

Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.  

Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления – другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства о труде.  

Государственная служба занятости населения представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан. В эту систему входят Главное управление Государственной службы занятости Министерства труда Республики Беларусь, управления областных служб занятости, городские, районные (региональные) центры занятости населения, информационные центры, центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы и отделения.  

Основным звеном государственной службы занятости являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).  

Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.  

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.  

Первый признак безработного – трудоспособность – обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.  

Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.  

Трудоспособный возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться с согласия родителя, опекуна, попечителя лицам, достигшим 14 лет, тем не менее учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут в силу ст. 1 Закона о занятости считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода – пенсия.  

Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.  

Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.  

При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:  

·                   Профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку  

·                   Бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;  

·                   Социальные гарантии и компенсации  

·                   Обжалование неправомерных действий службы занятости  

Этим правам безработного соответствуют обязанности государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь в выборе такой работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т.д.  

На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.  

Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.  

Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:  

·                   Самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию  

·                   Являться по вызову в государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова – один раз в месяц в установленный срок  

·                   В течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении государственной службы занятости  

·                   Информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт  

·                   Правоотношения между безработным и государственной службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.  

·                   Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar