Водные ресурсы
Среди глобальных приоритетов мирового сообщества доминируют вопросы экологии и защиты окружающей среды. В сознании людей и всего мирового сообщества прочно утвердилась идея, что сохранение и оздоровление среды обитания являются неотъемлемыми условиями устойчивого развития. Республика Беларусь являясь полноправным членом международного сообщества, также уделяет достаточно внимания вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. В нашем случае, речь пойдёт о приоритетах обеспечения рационального использования вод. Объект исследования – законодательство в области использования и охраны вод. Предмет исследования – конкретные приоритеты в области обеспечения и охраны рационального использования вод.
Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании вод основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Водного Кодекса, международных договоров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь [2, с. 5]. Правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду, выступает Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативно-правовыми актами [6, с. 2]. Для Республики Беларусь одной из важных и приоритетных проблем является проблема качества и использования водных ресурсов. Приоритетами в работе специально уполномоченных государственных органов при осуществлении контроля по охране и рациональному использованию водных ресурсов является координация, регулирование деятельности различных субъектов хозяйствования, органов государственной власти по обеспечению экономически оптимального и экологически безопасного уровня водопользования при минимальном негативном воздействии на водные ресурсы[13, c. 56]. Статья 3 Водного Кодекса Республика Беларусь приводит перечень основных принципов в области использования и охраны вод: сохранения стабильного состояния водных ресурсов; комплексного использования водных ресурсов; приоритета использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд; предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов; нормирования в области использования и охраны вод; платности специального водопользования, возмещения вреда, причиненного водным объектам; сочетания рационального использования вод и их охраны в границах административно-территориальных единиц Республики Беларусь и водосборов (бассейнов водных объектов); разграничения функций государственного регулирования, управления и контроля в области использования и охраны вод и функций водопользования [2, с. 2]. Отметим, что указанные принципы лежат в основе всей системы водного законодательства, они формируют своеобразный вектор развития в данной области и, что самое важное, они не противоречат международному законодательству.
Водообеспеченность вместе с показателем водопотребления отражает многие экономические и социальные стороны развития любого государства [14, с. 76]. Перечислим на какие нужды используются природные воды Республики Беларусь: производственные, на хозяйственно-питьевое водоснабжение, гидроэнергетику, судоходство, рекреацию, рыбно-прудовое хозяйство, орошение [3, с. 3]. Каждая из этих категорий имеет ряд приоритетных проблем, которые призваны решать специально уполномоченные государственные органы и должностные лица. Одной из ключевых проблем является обеспечение населения чистой водой. Для решения данной проблемы была разработана и утверждена Государственная программа Республики Беларусь по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2006-2010 гг. и новая программа «Чистая вода» на 2011-2015 гг. Отметим, что программа, ориентированная на 2006-2010 гг. ставила своей целью обеспечить чистой водой все города, райцентры, посёлки городского типа[4, с. 13]. Программой установлены нижние пределы санитарных норм и правил, а также достижения социальных стандартов по централизованному водоснабжению в сельской местности[1, с. 4].В свою очередь, программа «Чистая вода» на 2011-2015 гг. займётся проблемой водоснабжения в агрогородках и малых населённых пунктах. Главная цель – обезжелезивание воды.
Для Республики Беларусь одной из наиболее значимых проблем является проблема качества и использования водных ресурсов. В целях реализации задач Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 гг.) и «Декларации тысячелетия» ООН, Протокола о воде и здоровье к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Минприроды утверждена Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года, определяющая основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод, которые необходимо решать с учетом особенностей предстоящего этапа социально-экономического развития страны[7]. Вода – один из немногих природных ресурсов, которыми богата Республика Беларусь. Таким образом, при правильном подходе к управлении водными ресурсами, возможно развитие как новых секторов экономики, так и традиционных- этому будет благоприятствовать гармонизация с нормативами Европейского Союза. На основании изученного материала можно сделать вывод, что Республика Беларусь проводит комплекс мер направленных на рациональное использование вод. В последнее время наблюдается положительная динамика в данном вопросе. Правовой механизм оценивается как эффективный для решения реальных проблем в области водопользования и водоотведения. А приоритеты рационального обеспечения использования вод соответствуют международным нормам права. Республика Беларусь подписала ряд международных природоохранных конвенций. Выполнение этих конвенций, должно помочь сближению, гармонизации подходов Республики Беларусь и Европейского Союза по водным вопросам. При решении водоохранных задач необходимо применять точечные меры, концентрировать усилия на наиболее важных и проблемных участках. Для обеспечения потребности экономики в водных ресурсах необходимо повысить рациональность использования водных ресурсов, снизить водоёмкость производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также непроизводительных потерь воды. Сокращение и исключение потерь в водоподающих и распределительных сетях снижает риск подтопления селитебных территорий, и процесса загрязнения подземных вод. Отметим, что именно экономическое стимулирование сокращения удельного водопотребления, непроизводственных потерь воды, внедрение водосберегающих технологий, расширение повторного использования очищенных сточных и поверхностных вод на технологические нужды, является основным направлением повышения рациональности водопользованиях[4, c. 56].
В заключении отметим, что достижение гарантированного обеспечения населения необходимыми водными ресурсами, а также различного рода объектов экономики будет способствовать поддержанию высокого уровня промышленной безопасности, энергетической и продовольственной.
|