Внутренняя среда развития малого предприятия

Как показывает практика функционирования малого бизнеса.имеются значительные отличия процессов развития в этих организациях как по своей природе, так и по условиям.  

В Республике Беларусь на конец 2011 года функционировало 67991 малых предприятий, на которых было занято 52,3 % всего экономически активного населения. Основным источником их деятельности являются собственные финансовые ресурсы, а также займы в коммерческих банках на развитие производства и пополнение оборотных средств. В развитых же странах доля мелких и средних предприятий в общем числе фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99% в Японии. В этом секторе занято 45 – 75% всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитых странах выступает как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.  

Малое предпринимательство является существенной частью всего бизнеса. В конце 2011 года в Беларуси функционировало 67991 малое предприятие, в том числе 13852 – в Гродненской области. На них было занято 570 тыс. и 32 тыс. человек соответственно.  

При этом в Гродненской области сосредоточено 20 % всех малых предприятий республики, однако число занятых составляет только 5,6 % от общего числа занятых в малом и среднем бизнесе, что свидетельствует о том, что на территории Гродненской области преобладают индивидуальные предприниматели, которые имеют право нанимать до 3-х работников, состоящих с предпринимателем в кровном родстве.  

Принципиальные черты малого предпринимательства определяются рядом правовых и экономических условий их существования.  

Правовая система предоставляет существенные льготы для индивидуальных предпринимателей по сравнению с другими формами бизнеса. Так, в отличие от предприятий, для их регистрации не требуется «стартовый» капитал, необходимо меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.). ИП освобождены от ведения бухгалтерского учёта. Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей значительно ниже, на них не распространяется ограничение в расчетах за сырье и материалы, товары и услуги для своего бизнеса наличными деньгами  

Имеется целый ряд экономических признаков малого предпринимательства, составляющих их существенные отличия. Так, уже по определению малый бизнес производит сравнительно небольшой объем товаров и услуг. Поэтому эффект масштаба производства на основе разделения, специализации и кооперации труда, этот основной принцип эффективной организации производства невыполним на предприятиях такого рода.  

Ограниченность ресурсов малого предприятия создает мало возможностей расширенного воспроизводства. Для него характерны как раз большие проблемы в обеспечении выживания на уровне простого воспроизводства [1].  

В Республике Беларусь согласно Закону РБ № 685-XII от 16 сентября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» к малому бизнесу относятся организации с небольшой численностью работающих. Безусловно, эта характеристика является определяющей в значительной степени, однако, она недостаточно корректна и не может служить единственным основанием для классификации таких сложных социальных объектов, как производственная организация.  

Основополагающими характеристиками предприятий малого бизнеса, определяющимися малым размером стартового капитала, следует считать преимущественно архаичную форму организации производства: ограниченный жизненный цикл предприятия, ограниченный  состав простых видов работ, полуремесленный тип организации производства, ограниченная диверсификация деятельности, ориентация на практическую предметную деятельность по производству простейших продуктов или услуг, целевая ориентация на производство продукции или услуг с коротким производственным циклом, низкая производительность труда, максимальная экономия средств, низкий профессиональный уровень управленческой деятельности на уровне интуитивного рыночного поведения, упрощенного бухгалтерского учета и обязательной статистической и финансовой отчетности.  

Малые предприятия, в основном, не имеют сил для содержания штата и выполнения формальных процедур для анализа внешней среды, для создания прогнозов или оценки и контроля стратегии, которой они руководствуются в данное время. Кроме того, основная часть управленческого аппарата не имеет специального образования и получает свои знания в процессе работы. Более того, тенденция полагаться на опыт и интуицию, а не на формальные процедуры закрепляется в таких организациях на длительное время из-за отсутствия средств для содержания специализированных работников. На таком уровне организованности в условиях малого бизнеса, таким образом, не действует закон организационного эффекта, а, значит, и закон синергии.  

Правовое поле национальной экономики и практика управления в Гродненской области способствует развитию малого бизнеса, основное конкурентное преимущество которого – это способность быстро меняться [2].  

Условия, объективно вызывающие существование организаций малого бизнеса:  

- незначительный объем потребительского спроса, обусловленный специфичностью продукта (услуг);  

- условия удовлетворения потребительского спроса, связанного соспецифическими запросами (ритуальные услуги, парикмахерские, гигиенические и т. п.);  

- уникальность продукции, связанная с художественной творческой деятельностью, ограниченной личностными возможностями человеческих индивидуумов и отсутствием технических решений машинизации этой деятельности;  

- более высокая и. соответственно, менее доступная на рынке потребительских услуг по сравнению с крупными организациями, стоимость продукции и услуг, отличающихся, как правило, более высоким качеством (например, частная медицинская, адвокатская, юридическая практика);  

- четко определенная сфера и объем деятельности, экономически невыгодными для реализации в рамках организованного индустриального производства. Например, периферийное техническое обслуживание и ремонт индивидуальных автомобилей, средств бытовой техники;  

- отсутствие универсальных, экономически целесообразных машин малой производительности, предназначенных для индивидуальной деятельности и индивидуального потребления;  

- вытеснение человека в результате автоматизации производственных процессов из сферы массового кооперативного труда в крупном индустриальном производстве, в сферу потребительских услуг, в большей степени ориентированной на применение индивидуального и группового труда.  

Малый и средний бизнес выполняет несколько основных функций:  

·      создает новые рабочие места и формирует рыночную ментальность;  

·      пополняет бюджет и сглаживает остроту социальных проблем;  

·      способствует формированию конкурентной среды;  

·      заполняет ниши, где крупному бизнесу работать невыгодно;  

·      служит своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров;  

·      обеспечивает приближение производства товаров и услуг к потребителю.  

С этой точки зрения он составляет существенную часть общественной экономики страны и регионов.  

  В. М. Латышевич  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar