Энергетический аудит может быть простым и сложным. В первом случае энергообследование позволяет определить лишь наиболее значимые энергоэффективные мероприятия, внедрение которых может дать значительный эффект за короткое время. Во втором случае выявляются не только внутренние резервы энергосбережения, но и учитывается влияние различных внешних факторов.
Аудит может быть разовым, периодическим и непрерывно продолжающимся (перманентным).
Энергетический аудит может быть внутренним и внешним. Внутренний (ведомственный) энергоаудит провидится службами предприятия, фирмы и организации самостоятельно на добровольной основе с целью обеспечения руководства информацией для принятия оптимальных решений по вопросам, связанным с повышением эффективности использования топлива и энергии.
Внутренний энергетический аудит проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования (предприятия, организации, фирмы ит.д.), подконтролен ему и заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования
Внешнее энергообследование – это независимая форма аудита.
Энергетическое обследование (аудит) может быть инициативным и обязательным.
Инициативный аудит проводится по решению субъекта хозяйствования.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения и организации с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тыс. тонн условного топлива. По результатам энергетического обследования разрабатываются оптимальный режим потребления ТЭР и программа по энергосбережению, в которую включаются мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с указанием ожидаемых конечных результатов и их экономической эффективности (в том числе сроков окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования, исполнителей мероприятий программы и сроков выполнения этих мероприятий). Сроки выполнения мероприятий не должны превышать интервал времени до следующего энергетического обследования.
Предприятия, организации и учреждения с суммарным годовым потреблением ТЭР в пересчете на условное топливо 25 тыс. тонн условного топлива и выше согласовывают программу энергосбережения с Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору (п.13 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 года N 965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике") (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 18, ст. 494). Программа утверждается руководителем обследуемого предприятия, учреждения и организации.
Энергетическое обследование предприятий, учреждений и организаций проводится согласно графику, утвержденному соответствующим республиканским органом государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом и согласованному с Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь. Интервал между энергетическими обследованиями не должен превышать пять лет.
О сроках проведения обследования предприятия, организации, учреждения извещаются за три месяца до его начала.
|