Договор строительного подряда является одним из важнейших и основополагающих документов в сфере строительства. Данный договор обладает рядом особенностей, которые отличают его от других гражданско-правовых договоров, а большой массив и динамичное изменение законодательства в этой области, указывают на значимость и необходимость четкого регулирования строительных отношений.
Понятие договора строительного подряда содержится в п. 1 ст. 696 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1] (далее – ГК Республики Беларусь), где указано, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену. Толкование используемых в вышеуказанной статье ГК Республики Беларусь понятий можно найти в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» [2].
Из п. 2 ст. 696 ГК Республики Беларусь можно сделать вывод, что предметом договора строительного подряда является строительство или реконструкция здания, сооружения или иного объекта, а также выполнение строительных и иных специальных монтажных работ. Кроме того, данная норма означает, что на строительство и реконструкцию соответствующих объектов может быть заключен только договор строительного подряда.
Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий, сооружений и иных объектов, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, данная норма, в отличие от предыдущей, дает право сторонам договора остановить свой выбор либо на договоре строительного подряда, либо ином договоре (например, договоре возмездного оказания услуг).
В соответствии с п. 4 Постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» [3] к существенным условиям договора строительного подряда относятся условия о предмете договора (наименование и местонахождение объекта строительства, виды и объемы строительных и иных специальных монтажных работ), начальный и конечный сроки выполнения работ, договорная (контрактная) цена работ, устанавливаемая по результатам проведения подрядных торгов, состав и содержание проектно-сметной документации, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Одним из основных и спорных элементов договора подряда является цена. По договору строительного подряда заказчик обязан уплатить обусловленную договором цену. Однако согласно п. 1 ст. 663 ГК Республики Беларусь в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При этом согласно п. 4 ст. 663 ГК Республики Беларусь цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной.
Законодательством может быть установлен обязательный порядок определения цены в договорах строительного подряда. Так, при строительстве объектов, по которым установлено обязательное проведение подрядных торгов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» [4], цена подлежит определению в соответствии с Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 [5].
Договорная (контрактная) цена определяется по результатам подрядных торгов на основании цены предложения подрядчика – победителя торгов с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство по установленной форме. По объектам, в отношении которых проведение подрядных торгов не является обязательным, способы определения цены строительных работ могут быть отличными от указанных в Положении о порядке формирования договорной (контрактной) цены.
При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Это означает, что подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик – ее уменьшения.
Согласно п. 17 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 [6] стороны в договоре строительного подряда вправе предусмотреть обстоятельства, при наличии которых договорная (контрактная) цена может быть изменена.
При этом в договорах строительного подряда, заключаемых по результатам проведения подрядных торгов, договорная цена корректируется в случаях: внесения в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию; изменения налогового законодательства; изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с учтенной в договорной цене (с согласия заказчика); изменения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке.
Изменения договорной (контрактной) цены оформляются дополнительным соглашением к договору строительного подряда.
Из изложенного следует, что нормы о договоре строительного подряда содержатся в различных как по виду, так и по юридической силе нормативных правовых актах. В связи с этим представляется целесообразным привести данные нормы в строгую систему, путем внесения соответствующих дополнений в статьи ГК Республики Беларусь, регулирующие договор строительного подряда, что в свою очередь будет способствовать упрощению порядка их применения.
|