Социальная политика
Политика Республики Беларусь направлена на усиление воспроизводственной и стимулирующей роли заработной платы. Успешное выполнение пятилетней Программы социально-экономического развития Республики Беларусь (2001-2005 гг.) позволило к 2005 г. достичь среднего по народному хозяйству размера заработной платы в 250 долларов США в эквиваленте. Минимальная заработная плата с 1 января 2006 г. стала составлять 104% от бюджета прожиточного минимума.
Провозглашенная политическим руководством страны стратегическая задача формирования социально ориентированной рыночной экономики предполагает становление такой системы производительных сил и производственных отношений, при которой самоценностью, целью существования общества, государства будет человек, его права, свободы и гарантии их реализации, а для социального и экономического развития будет характерен опережающий процесс накопления в социальной сфере. На этой основе станет возможным повышение уровня и качества жизни Беларуси.
Белорусская модель социально-политических преобразований базируется на концепции устойчивого развития. В национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. определены геополитические и социально-экономические особенности, проанализированы национальные ресурсы и социально-экономический потенциал, взаимосвязь экологических требований и социально-экономических компонентов устойчивого развития Беларуси, разработаны стратегические, среднесрочные и краткосрочные интересы и цели, направления и механизмы перехода к устойчивому развитию.
В стратегии и тактике белорусской модели социально-политических преобразований большая роль отводится государству. Данное положение нашло своё дальнейшее развитие в концепции эффективного государства, в которой обосновывается необходимость повышения роли государства в становлении и развитии рыночных отношений, осуществлении всего комплекса социально-политических преобразований в стране.
В Конституции Республики Беларусь нашёл отражение один из важнейших признаков социального государства -" каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий."К сожалению, в сегодняшней экономической ситуации данную статью Конституции РБ следует рассматривать как некую цель, которую ещё предстоит осуществить, а не как реальность.
Важным элементом социальной политики государства является занятость населения. При переходе к рыночной экономике безработица становится не только социальным фактором, но и непременным элементом новой системы хозяйствования. Конкуренция как один из источников эффективности рыночной системы хозяйствования распространяется и на сферу труда.
Социологическими исследованиями зафиксировано, что потеря работы для человека, выросшего в условиях всеобщей занятости, носит шоковый характер. Для многих людей работа значит намного больше, чем просто доход, а трудовой коллектив является единственной средой для общения и самоутверждения. Поэтому безработица не только приводит к возникновению материальных трудностей у таких людей, но и вызывает психологический дискомфорт, связанный с сужением круга общения, потерей квалификации, понижением социального статуса.
Данную ситуацию хорошо понимает политическое руководство нашей страны и стремится минимизировать её негативные социальные последствия. В отдельных случаях, даже когда излишняя численность работающих на предприятиях экономически нецелесообразна, она поддерживается искусственно административными мерами.
Кроме того, в Беларуси немало делается для сокращения безработицы и повышения уровня занятости населения. Принят закон " О занятости населения РБ", в соответствии с которыми государство оказывает содействие безработным в трудоустройстве, а также предоставляет целый ряд гарантий и компенсаций. На основании данного закона безработным выплачивается пособие, оказывается материальная помощь им и членам их семей, выплачиваются стипендии на время переподготовки и др.
Основания цель нашей государственной политики в социально-трудовой сфере состоит в том, чтобы повысить эффективность использования трудовых ресурсов и формировать кадровый потенциал с учётом потребностей производства. В этом плане основные усилия будут направлены на реализацию мер по обеспечению занятости населения и удержанию уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2% к экономически активному населению. С этой целью планируется создание новых рабочих мест с учётом реализации мероприятий ежегодной программы занятости, проведение политики, направленной на защиту внутреннего рынка труда, стимулирование развития самозанятости населения, расширение предпринимательской инициативы граждан и др.
Будущее социального государства невозможно без доступного и развитого здравоохранения и образования. В Беларуси, невзирая на все трудности переходного времени, сохранилась материально-техническая база здравоохранения и высокий профессионально-квалификационный состав медицинских кадров. РБ по таким показателям здоровья населения, как продолжительность жизни, уровень инфекционной заболеваемости, младенческая и материнская смертность. выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.
Образовательная политики в суверенном белорусском государстве стала одним из приоритетов в деятельности руководства страны. В Беларуси удалось сохранить материально-техническую базу и кадровый состав системы образования. Статистические данные свидетельствуют, что современная система высшего образования в РБ динамично развивается.
Таким образом, в Республике Беларусь большое внимание уделяется социальной защите населения. Становление рыночной экономике в нашей стране, к сожалению, происходит замедленными темпами, наталкивается на сложности и препятствия экономического, социально-психологического и организационного характера. Вместе с тем при проведении социально-экономических преобразований в качестве основного принимается то обстоятельство, что успех построения социального государства возможен только при условии учёта и сохранения исторического опыта. образа жизни и культуры белорусского народа, его духовного склада и традиционной системы ценностей.
|