При изучении процесса реорганизации юридических лиц особое место занимает проблема ее классификации по различным критериям, построение которой позволит сформировать комплексное и всестороннее представление о правовой природе реорганизации и ее сущности.
На сегодняшний момент весьма традиционным для отечественной доктрины гражданского права является деление реорганизации на два вида: добровольную и принудительную. Подобные виды реорганизации выделяют в своих работах такие исследователи, как Каменков В.С. [1; с.48], Ваулин В.П. [2; с.42] и др.
В основе рассматриваемого деления лежит воля субъекта хозяйствования либо собственника его имущества и отношение к реорганизации. Так, добровольная реорганизация исходя из текста ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) осуществляется по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, в первом случае решение о реорганизации принимается уполномоченными лицами добровольно и сознательно на основе анализа многочисленных факторов, которые свидетельствуют о целесообразности и обоснованности реорганизации. В описанном случае имеет место свобода выбора, положительное отношение к реорганизации и желание ее проводить.
При принудительной же реорганизации свобода выбора отсутствует, так как решение о реорганизации принимают уполномоченные государственные органы. Принудительная реорганизация в основном также характеризуется отрицательным отношением к ней со стороны самой реорганизуемой организации, собственника его имущества либо участников.
Классическим примером принудительной реорганизации является реорганизация хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, решение о которой вправе принять антимонопольный орган в целях развития конкуренции согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развития конкуренции» в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2000.
Рассматривая классификацию видов реорганизации по данному критерию, также хотелось бы обратить внимание на обоснованность выделения в данном случае так называемой вынужденной реорганизации.
В качестве примера вынужденной реорганизации на наш взгляд можно привести ст. 111 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 № 100-З (далее – Закон обобществах), согласно которой в случае, когда число участников общества с ограниченной ответственностью превышает пятьдесят, оно подлежит реорганизации в течение одного года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. В описанном случае реорганизация представляет собой один из воможных вариантов поведения общества, к которому оно вынуждено прибегнуть для того, чтобы избежать ликвидации в судебном порядке.
Отечественное законодательство содержит множество подобных примеров, причиной которых являются установленные на законодательном уровне требования к численному составу участников различных юридических лиц. В частности, аналогичная ситуация имеет место, когда в составе хозяйственного общества либо товарищества остался один участник (например, ст. 80 ГК), либо когда имущество унитарного предприятия по определенным причинам перешло в собственность двух и более лиц, что привело к фактическому возникновению долевой собственности на имущество предприятия (ст. 113 ГК) и т.д.
Вынужденная реорганизация содержит в себе определенные признаки как добровольной, так и принудительной реорганизации. Таким образом, она представляет собой некое промежуточное звено между рассматриваемыми двумя полярно различными видами.
С добровольной реорганизацией вынужденную роднит то, что решение о реорганизации принимает собственник его имущества (учредитель, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. В данном случае также имеется определенная свобода выбора. Так, у субъекта хозяйствования в описанной ситуации всегда есть альтернативный вариант, в частности, ликвидация юридического лица, увеличение либо уменьшение числа участников общества, продажа предприятия как имущественного комплекса третьему лицу (при реорганизации унитарного предприятия в соответствии со ст. 113 ГК). Вместе с тем, свобода выбора в данном случае ограничена. Дело в том, что необходимость в вынужденной реорганизации возникает в тех случаях, когда в силу неких причин юридическое лицо перестает соответствовать определенным законодательным требованиям. То есть сам факт существования подобных юридических лиц (например, хозяйственное общество с одним участником) является нарушением закона. В подобных ситуациях законодатель не прибегает непосредственно к санкциям, а дает возможность самим юридическим лицам исправить возникшее нарушение. При этом, устанавливаются также определенные пути исправления, одним из которых является реорганизация. Таким образом, свобода выбора заключается лишь в том, что юридическое лицо может самостоятельно избрать один из предложенных законом вариантов.Выйти за рамки данных вариантов, например, продолжить функционирование без всяких изменений, оно не в праве.
Сравнивая вынужденную реорганизацию с принудительной, отметим, что зачастую при вынужденной реорганизации имеет место отрицательное к ней отношение. Иными словами, реорганизация в данном случае является вынужденной мерой, к которой прибегает лицо для того, чтобы сохранить свое представительство в деловом обороте.
На основании проведенного анализа можно прийти к обобщающему выводу, согласно которому реорганизация юридических лиц в зависимости от воли реорганизуемого субъекта хозяйствования (собственника его имущества) и отношения к реорганизации делится на добровольную, принудительную и вынужденную. Вынужденная реорганизация содержит в себе определенные признаки как добровольной, так и принудительной реорганизации. Необходимость в вынужденной реорганизации возникает в тех случаях, когда в силу неких причин юридическое лицо перестает соответствовать определенным законодательным требованиям. Таким образом, вынужденная реорганизация является вынужденной мерой, к которой прибегает реорганизуемое лицо (собственник его имущества) для того, чтобы сохранить свое представительство в деловом обороте.
|