Под устойчивостью коммерческого банка следует понимать способность последнего выполнять на заданном обществом уровне присущие ему функции и роль в экономике вне зависимости от воздействия внешних и внутренних сил, препятствующих их осуществлению [1]. Как правило, к факторам устойчивости коммерческих банков относят так называемые внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам стабильности относятся общеэкономические условия деятельности банка, такие как: государственно-правовой механизм, темпы экономического роста, величина ВВП, размер государственного внутреннего и внешнего долга, доля государственного сектора в экономике, курсы валют и т.д.
К внутренним факторам стабильности относятся количественный и качественный потенциал банка. Внутренние факторы устойчивости следует подразделить на три самостоятельные группы: 1) организационные факторы; 2) технологические факторы; 3) экономические факторы [1]. К организационным факторам, оказывающим влияние на стабильность кредитных учреждений, относятся: состояние банковского менеджмента; способность к инновациям, изменениям; внутренняя структура управления банками. Ко второй группе внутренних факторов относятся технологические факторы, которые включают его ориентацию на развитие современных банковских технологий и потребности рынка в новых банковских продуктах. Решающее влияние на устойчивость банков принадлежит группе экономических факторов. Состояние банка зависит от таких составляющих, как достаточность капитала, качество активов и пассивов, доходность и ликвидность. Поскольку, однако, и достаточность капитала, и качество активов и пассивов, и доходность, и ликвидность, выражая специфические стороны деятельности кредитного учреждения, в свою очередь, имеют различные оттенки, их общий размер не может быть взят за основу его оценки. Выражая специфику деятельности, данные всеобщие показатели и факторы имеют силу во взаимодействии друг с другом, относительно друг друга и в комплексе.
Ошибка первых классификаций банков состояла в том, что осуществлялась попытка выделять банки с позиции их размеров, количественной оценки. Однако зависимость степени надежности банков от масштабов их деятельности не подтверждается, хотя нельзя не признать, что банк с достаточно высоким капиталом меньше подвержен риску.
Искаженную картину надежности банка могут дать не только количественные индикаторы, но и данные, характеризующие его деятельность по состоянию на определенную дату. В этом случае банк оценивается лишь на определенный момент, в то время как несравненно большую информацию дает не показатель состояния, а показатель развития банка.
Более полным является анализ деятельности банка, который исходит из необходимости количественной и качественной оценки банка с позиции динамики его развития.
В соответствии с международной практикой [6], эконометрические модели, предназначенные для анализа устойчивости банков, строятся на основе таких показателей как:
1) макроэкономические показатели (реальный рост ВВП, курс обмена валют);
2) показатели, характеризующие финансовую структуру экономики страны (доля банков, принадлежащих государству);
3) индивидуальные количественные и качественные показатели устойчивости банка (достаточность капитала, качество активов и пассивов, прибыльность, ликвидность, структура управления банком).
|