патентное законодательство
Патентное законодательство действует в Республике Беларусь уже почти 20 лет, однако влияние старых подходов к правовой охране изобретений и к системе управления промышленной собственностью сохраняется. Поэтому важно определить соотношение старого и нового подходов к правовой охране изобретений в Республике Беларусь.
Отношение к понятию интеллектуальной собственности в советский период было отрицательным. Помимо ссылок на его неточность, правоведы подчеркивали еще и эксплуататорскую сущность данного понятия. В ГК БССР 1964 г. содержались только общие нормы о правах на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец. В соответствии с Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. все права на пользование изобретением, защищенным авторским свидетельством, принадлежали государству как патентообладателю [1]. Последнее в свою очередь предоставляло такое право без специального разрешения всем государственным, кооперативным и общественным организациям. За изобретателем сохранялось авторство и право на вознаграждение за использование изобретения государством. Согласно Положению о патентах на изобретение 1924 г. наряду с авторским свидетельством использовался и патент, однако патенты выдавались крайне редко и в основном иностранцам [2].
Господство авторского свидетельства было естественным в условиях государственной экономики. Гарантируемый патентом монополизм является мощным инструментом в конкурентной борьбе, однако при отсутствии конкуренции советская экономика не нуждалась в патенте. Утратившее главное преимущество патента авторское свидетельство давало изобретателю гораздо меньше прав. Вознаграждение за изобретение было, как правило, незначительным. Поскольку его величина зависела от внедрения, изобретателю приходилось включать в состав авторов представителей администрации, без которых внедрить что-либо было невозможно. В условиях недостаточного материального стимулирования количественные показатели изобретательства поддерживались искусственно – предприятиям спускались планы по числу заявок на изобретения.
Становление рыночной экономики восстановило роль патента. В1993 году Беларусь приняла первый закон о патентах. В настоящее время действует закон о патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы 2002 г. [3].
Основными особенностями действующего Закона о патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются: 1) процедура отсроченной экспертизы; 2) введение полезной модели как нового в сравнении с советским законодательством объекта промышленной собственности; 3) принципиальное изменение отношений между автором и государством, а также отношений между автором и работодателем при создании так называемых «служебных изобретений».
Система отсроченной экспертизы принята в современном праве развитых государств. Ее отличие от т.наз. «явочной системы регистрации» в том, что последняя предполагает выдачу охранных документов без проверки новизны и изобретательского уровня разработки, т.е. «на страх и риск» заявителя. Преимущества отсроченной экспертизы состоят в следующем. В соответствии с правилами все заявки, не являющиеся секретными, публикуются через 18 месяцев после подачи. В условиях конкуренции все соискатели исключительных прав «выкладывают свои карты на стол». Любое лицо, сравнивая заявку с другими опубликованными заявками, а также учитывая интерес потенциальных покупателей лицензии в случае выдачи патента и ситуацию на рынке, может решить для себя вопрос о целесообразности патентования и, соответственно, несения последующих финансовых затрат. Публикация заявки обеспечивает временную охрану прав заявителя, предотвращает выдачу патента на аналогичные изобретения конкурентам и заставляет их искать новый подход к решению технической проблемы. Все это в итоге ведет к ускорению процесса обмена научно-технической информацией, что стимулирует развитие экономики.
Система отсроченной экспертизы предоставляет заявителю широкий выбор вариантов поведения после подачи заявки. Если одновременно с подачей заявки будет подано ходатайство о проведении экспертизы, то сразу после успешного завершения предварительной (формальной) экспертизы патентное ведомство может начать экспертизу заявки по существу. В этом случае делопроизводство по заявке может быть завершено либо решением о выдаче патента, либо решением об отказе.
Если же заявитель не уверен в том, что изобретение сможет найти широкое применение, или не располагает средствами для уплаты пошлины за экспертизу по существу, он имеет возможность не подавать ходатайства о проведении экспертизы в течение 3 лет с даты подачи заявки. В течение этого периода заявитель, обладая приоритетом, может найти покупателя на свое изобретение – публикация заявки служит своеобразной рекламой и средством выяснения конъюнктуры рынка. Кроме того, заявитель вправе до публикации сведений о заявке преобразовать заявку на изобретение в заявку на полезную модель. Полезная модель, введение которой является вторым отличием действующего законодательства от прежнего, – это изобретение, отвечающее критерию новизны, но не имеющее высокого творческого уровня. Ранее экспертиза часто отклоняла такие заявки, одновременно признавая, что техническое решение является новым и может быть применено в народном хозяйстве. Однако несмотря на свою практическую необходимость, изобретение не получало правовой охраны. Действующий закон обеспечивает охрану таких («малых») изобретений при желании заявителя. Срок охраны полезных моделей составляет 5 лет, а не 20, как в случае патента на изобретение. Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, а процедура выдачи патента носит «явочный», а не проверочный характер. Преимуществом в этом случае является быстрота и дешевизна, а недостатком – меньшая надежность и, как следствие, возможность частых случаев оспаривания патента.
Третьим существенным новшеством патентного законодательства стало изменение отношений между автором и патентообладателем. Переход экономики на рыночный тип развития означал неизбежность трансформации отношений автора, его работодателя и государства. В большинстве ведущих стран мира, а теперь и в нашей стране, преимущество в этих отношениях отдается работодателю. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона право на получение патента на служебное (т.е. сделанное автором или авторами при исполнении своих служебных обязанностей) изобретение, полезную модель, промышленный образец, принадлежит нанимателю. Работник, создавший такой продукт, обязан уведомить об этом нанимателя в письменной форме. Если наниматель не подаст заявку в патентный орган, то право на получение патента принадлежит работнику. Работник, не являющийся патентообладателем, имеет право на вознаграждение.
Таким образом, современная патентная система предполагает исключительные права патентообладателя на патентованный продукт. Патентообладателем, как правило, выступает предприятие, на котором создано соответствующее изобретение. Автор имеет право на имя и на соразмерное выгоде патентообладателя вознаграждение. Государство же выступает гарантом обеспечения исключительных прав патентообладателя. При наличии коммерческой заинтересованности в продукте, государство, так же как и другие субъекты хозяйствования, использует его на основании лицензионного договора с патентообладателем.
|