Опыт зарубежных стран в области ресурсосберегающей деятельности

Опыт зарубежных стран вобласти ресурсосберегающей деятельности

В индустриально развитых зарубежных странах ресурсосбережение, и в первую очередь энергосбережение, — одно из основных направлений повы­шения эффективности экономики. В последние годы ресурсосбережение там рассматривается как важнейший фактор, обеспечивающий экономическую и политическую независимость этих стран, что потребовало придания ему ста­туса государственной политики, предусматривающей:  

¾     преимущественное совмещение ресурсосбережения и природоохрани­тельных целей на основе широкомасштабного применения мало- и безотход­ных технологий;  

¾     концентрацию научно-технических и инвестиционных усилий на соз­дании и использовании ресурсоэкономичной и надежной техники;  

¾     стабилизацию и по возможности сокращение зависимости от импорта в ресурсопотреблении;  

¾     четкую этапизацию ресурсосберегающей политики — широкомас­штабное распространение освоенных ранее прогрессивных ресурсосбере­гающих технологий; разработку, освоение и применение сверхновых техно­логий, материалов и техники.  

Характерная особенность механизмов ресурсосберегающего развития таких экономик — комплексный подход, включающий инструменты регулирования важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционный, денежно-кредитный, налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой информационный, административно-организационный и управленческий, стимулирующий.  

Структурно-инвестиционный инструмент. Важное направление госу­дарственной политики — проводимая совместно с монополиями структурная перестройка в направлении опережающего развития ресурсоэкономичных отраслей и секторов услуг, обеспечивающая снижение потребности в мате­риалах, энергии и других затрат. В ведущих капиталистических странах соз­дается так называемое информационное общество, где в росте экономики начинает превалировать высокотехнологичная продукция при более низких (в целом) затратах ресурсов.  

В Японии, например, сложилась такая целевая направленность инвести­ций: не менее 30% выделяется на расширение мощностей, 20% — на средст­ва автоматизации и 8—10% — на экономию сырья, материалов и энергии.  

Во Франции предприятия осуществляют капиталовложения в рациона­лизацию использования энергии лишь в тех случаях, когда их сумма относи­тельно невелика и внедряемые мероприятия имеют короткий срок окупаемо­сти. При значительных объемах инвестиций, длительных сроках окупаемости и отсутствии явных и близких перспектив получения выгод от капиталовло­жений в энерго- и ресурсосбережение реализация мероприятий осуществля­ется с привлечением дополнительного инвестирования со стороны государ­ства. В области экономии энергоресурсов Французское агентство по освое­нию энергии около 30% всех средств Фонда крупных проектов выделяет предприятиям агропромышленного сектора экономики.  

Денежно-кредитный инструмент. Во Франции государство финансирует не менее 25-30% стоимости энергосберегающих мероприятий хозяйственных организаций. Там предусматривается прямое государственное финансирова­ние ресурсосбережения в непромышленном секторе (например, в установке энергетических устройств по утилизации отходов), а также в малых и сред­них предприятиях. Кроме того, используется льготное кредитование ресур­сосберегающих мероприятий. Норма процентной ставки в этом случае на 8-10% ниже обычной.  

В США и Великобритании предусмотрена возможность получения вла­дельцами домов (или арендаторами жилья) беспроцентных займов для пере­стройки зданий и покупки оборудования в целях экономии энергии по реко­мендациям, подготовленным квалифицированными специалистами государ­ственных агентств или компаний по распределению электроэнергии и газа.  

В Японии льготное кредитование, например, замены использования нефти углем осуществляется Японским банком развития по типам оборудо­вания, одобренным правительственными органами, по процентной ставке на 8-10% ниже средней действующей нормы. Эта же мера применяется и к энергосберегающим мероприятиям, если повышение эффективности исполь­зования энергии превышает 20%.  

Налоговый инструмент. В ряде стран используется дифференциация на­логообложения в зависимости от источника энергии и трудоемкости ее до­бычи (в США величина налога в зависимости от этих факторов составляла 70, 60 и 30% прибыли). Предусматривается снижение налогов хозяйствую­щим субъектам, проводящим активную ресурсосберегающую политику и не­сущим дополнительные расходы на замену оборудования, улучшение очист­ки, теплоизоляцию помещений, установку устройств аккумуляции солнечной энергии.  

В Японии предоставляется налоговая скидка по энергосберегающему оборудованию (уменьшается налогооблагаемая база на 25—30% его стоимо­сти) или ускоренная (30%-ная годовая) амортизация. По многим видам обо­рудования предоставляется дополнительная налоговая скидка (до 22%) в первый год его эксплуатации при комбинированном энергосберегающем и природоохранном эффекте; по энергосберегающим машинам и оборудова­нию — 18%; по машинам и оборудованию, которые могут содействовать эф­фективному использованию ресурсов, и по специальному водоснабжающему оборудованию для промышленного использования — 16%.  

Устанавливаются налоги на конечные продукты с повышенным энерго­потреблением, например автомобили с большими удельными затратами топ­лива; топливоэкономичные автомобили имеют налоговую скидку. Использу­ется ряд специальных налоговых инструментов, например угольные и нефтя­ные сборы, формирующие целевые фонды рационализации структуры энер­гопроизводства и потребления.  

Ценовой инструмент. С его помощью осуществляются взаимосвязь внешних, рыночных цен, прежде всего на нефть и нефтепродукты, и контроль государства над внутренними ценами (такой контроль был введен, например, в отношении энергоносителей, которые в США стоили ниже мирового уров­ня, и был отменен в 1981 г., только после снижения уровня энергопотребле­ния). Использовалась дифференциация цен на нефть, добываемую в США, в зависимости от мощности скважин. Применялся также механизм перераспределения выигрыша между теми компаниями, которые использовали де­шевую внутреннюю нефть, и теми, кто был вынужден импортировать доро­гую. Гибкость действия ценового механизма обеспечивалась также скидками на энергопотребление вне времени пиковых нагрузок.  

Практикуется заблаговременное (за 5—10 лет) уведомление хозяйствую­щих организаций о повышении тарифов на электроэнергию, позволяющее фирмам лучше подготовиться к новым условиям. Используется система про­грессивных тарифов на электроэнергию, возрастающих с ростом объема ее потребления. Опыт США указывает на целесообразность использования фе­деральных налогов и налогов штатов, временно повышающих на 10-15% уровень цен на важнейшие виды энергоносителей и материалов, пользую­щихся нерационально высоким спросом.  

В Японии механизм государственного регулирования цен широко при­меняется при установлении тарифов на электроэнергию для стимулирования сокращения ее расходов на освещение и сглаживания графиков электриче­ской нагрузки.  

Нормативно-правовой инструмент. В западных странах сформирован комплекс законов и подзаконных актов, регулирующих ресурсосберегающую политику всех видов хозяйствующих и нехозяйствующих организаций. При­няты законы, регулирующие выдачу субсидий и устанавливающие государ­ственные гарантии на займы для приобретения и внедрения ресурсосбере­гающих технологий, установления различных налоговых скидок и норм ус­коренной амортизации энергетического оборудования (стимулируя его об­новление). Специальные акты, направленные на ресурсосбережение и охрану природы, предусматривают освобождение от налогообложения облигаций региональных и местных органов.  

Законы требуют от промышленных компаний организации строгого контроля использования ресурсов и реализации мероприятий по рациональ­ному их потреблению. Например, Законом о рациональном использовании энергии (Япония, 1979 г., Закон № 49) предусмотрено, что для производите­лей продукции при планировании мероприятий по рациональному использо­ванию энергии обязательны официально объявленные министром торговли и промышленности следующие направления деятельности: рациональное сжи­гание топлива; рациональное использование тепла, как при нагревании, так и при охлаждении; предотвращение теплопотерь в процессах, связанных с из­лучением, преобразованием тепловой энергии в механическую; предотвращение потерь электроэнергии от сопротивления; рациональное преобразова­ние электроэнергии в тепловую и другие виды энергии.  

Программно-целевой инструмент. Деятельность концернов в Германии («Маннесман», «Крупп», «Тиссен», «Клекнер», «Шлеманн-Зимат», «Зун-двиг», ФАВ и др.) основана на жестком планировании. Решающая роль отве­дена разработке стратегических планов — в основном на пять лет с ежегод­ной корректировкой их с учетом изменяющихся условий и тщательной про­работкой плана следующего года. Имеется четкая система оперативного пла­нирования по месяцам и кварталам, ведется жесткий контроль за финансо­выми результатами.  

Принципиальная особенность системы планирования состоит в том, что разработка планов начинается с фирм и только после согласования их на уровне концернов они принимаются к реализации. План фирм может быть согласован лишь в том случае, если он обеспечивает требуемую руково­дством концерна рентабельность, в том числе с помощью ресурсо- и энерго­сбережения.  

В крупнейших транснациональных корпорациях, например в «Дженерал моторе», разрабатываются конкретные программы развития. На основе ожи­даемых перспектив сбыта составляются программы объектов и структуры производства, его материально-технического обеспечения. В них устанавли­ваются оптимальные размеры серий, технологические методы, наилучшее распределение программ по срокам, намечаются ресурсы, необходимые для выполнения производственной программы (материалы, рабочая сила, финан­совые средства), разрабатываются варианты решения как сбытовых, так и производственных задач, проигрываются варианты комбинаций объема вы­пуска, цены и издержек производства. Из них отбираются, прежде всего, те товары, выпуск которых обещает наибольшую прибыль.  

Для более рационального использования энергии в жилых зданиях во Франции и Великобритании осуществляется разработка на национальном ре­гиональном и местном уровнях программ по реконструкции жилых помеще­ний для семей с низкими доходами (в Великобритании программа затрагива­ет 10% населения).  

Японское правительство обнародовало стратегию развития технологий солнечной энергетики. Ее цель – десятикратное увеличение применения солнечной энергии к 2020 г. Японцы создали показательный «город Солнца»: три четверти домов в городе Ота снабжаются электроэнергией с помощью фотоэлектрических установок, поставляемых жителям бесплатно.  

Информационный инструмент. Для активизации работы в области ре­сурсосбережения предусматривается ускоренное доведение до фирм инфор­мации по новым эффективным методам и средствам экономии сырья, мате­риалов и энергии. Создана широкая сеть научных центров и специальных фирм, осуществляющих консультационную деятельность, организован мони­торинг состояния ресурсосбережения в стране с анализом данных по улуч­шению ситуации в сфере повышения эффективности использования ресур­сов. При этом государство берет на себя расходы по рекламе и организации различного рода форумов с представителями бизнеса и местных органов вла­сти.  

Во Франции, например, функционируют региональные агентства энер­гии, выполняющие координирующую и информационную роль и действую­щие при 22 региональных советах. Их цель — разрабатывать региональные энергетические пятилетние и промежуточные планы, в которых предусмот­рен реестр энергоресурсов региона, а также рассматривать условия для дос­тижения возможно большей экономии энергии, улучшения энергетической обеспеченности региона, его деятельности в этой области и определения мер, направленных на реализацию региональных энергетических планов.  

Административно-организационный и управленческий инструменты. В индустриально развитых странах для активизации ресурсосбережения широ­ко используются административно-организационные и управленческие инст­рументы.  

1.   Специальные органы, ответственные за энергетическую полити­ку. В Японии, например, согласно Закону о рациональном ис­пользовании энергии (1979 г.) был создан институт энергоуправ­ляющих со специализацией по электрической и тепловой энергии в энергоемких отраслях промышленности. Эта деятельность обя­зательна для предприятий, потребляющих в год более 3000 тонн условного топлива в виде первичных ресурсов или свыше 12 млн. кВт-ч электроэнергии. Сертификат на занятие этой долж­ности выдается только после изучения специального курса и сда­чи экзаменов лично министру внешней торговли и промышлен­ности.  

2.   Научные и учебные центры по энергосберегающей тематике.  

3.   Запрещающие меры по строительству энергетических объектов (например, на нефти и газе).  

4.   Обследования энергетических установок, систем отопления, вен­тиляции и освещения хозяйствующих организаций (выполняемые субсидируемыми правительством компаниями — производите­лями электроэнергии) с разработкой рекомендаций по энергосбе­режению.  

5.   Институты энергоуправляющих со специализацией по отраслям промышленности. Во Франции, например, функционирует инсти­тут экспертов, охватывающий все операции, связанные с произ­водством, транспортировкой, ремонтом и использованием тепло­вой энергии. Их цель — определить резервы экономии и целесо­образность замены теплоносителей с приобретением нового обо­рудования. Эксперты прикрепляются к различным категориям оборудования и получают полномочия на 3 года или 6 лет, а их список публикуется в специальном журнале.  

6.   В Японии Министерство внешней торговли и промышленности в рамках своей компетенции разрабатывает новые законопроекты, которые подлежат межведомственному согласованию и проверке на конституционность в юридическом бюро кабинета министров, а затем политическому контролю при прохождении через парла­мент, что обеспечивает введение или снятие льготных режимов, предоставленных отраслям на тот или иной срок.  

7.   Для повышения эффективности использования энергоресурсов в Японии действует комплекс законодательных и административ­ных мер, рекомендаций частному бизнесу, имеющих обязатель­ную силу.  

8.   На протяжении ряда лет проблемой экономии энергии в Швеции в государственном масштабе занимается Правительственный со­вет по программированию экономии энергии, деятельность кото­рого распространяется на все отрасли экономики страны и осу­ществляется соответствующими секциями совета.  

Стимулирующий инструмент. В США, например, используются про­граммы «взаимной экономии», согласно которым компании идут на бесплат­ное переоборудование объектов социально-бытового назначения, покрывая свои расходы за счет получения от них в течение ряда лет до 75% сэконом­ленных благодаря снижению энергоемкости средств.  

В Японии меры для поощрения экономии энергетических ресурсов были сведены в единую программу, известную под названием «Лунный свет». В ней наряду с мероприятиями по развитию научно-технического прогресса предусмотрены субсидии и другие формы стимулирования для частных фирм (льготные кредиты, налоговые скидки и др.), разрабатывающих экономичные виды оборудования.  

Как следует из вышеизложенного, в странах с рыночной экономикой проводится большая и кропотливая работа по совершенствованию экономи­ческих, правовых, административно-организационных и управленческих мер, стимулирующих энергосбережение как важный фактор повышения энергети­ческой безопасности страны.  

Сам переход к рыночной экономике автоматически не создает необхо­димых механизмов для повышения эффективности использования энергети­ческих ресурсов и обеспечения абсолютной энергетической безопасности. Поэтому в условиях Беларуси вопросам ресурсо- и, в частности, энергосбере­жения следует уделять больше внимания.  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.19.2018)
Просмотров: 172 | Теги: Опыт зарубежных стран в области рес | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar