Опыт зарубежных стран вобласти ресурсосберегающей деятельности
В индустриально развитых зарубежных странах ресурсосбережение, и в первую очередь энергосбережение, — одно из основных направлений повышения эффективности экономики. В последние годы ресурсосбережение там рассматривается как важнейший фактор, обеспечивающий экономическую и политическую независимость этих стран, что потребовало придания ему статуса государственной политики, предусматривающей:
¾ преимущественное совмещение ресурсосбережения и природоохранительных целей на основе широкомасштабного применения мало- и безотходных технологий;
¾ концентрацию научно-технических и инвестиционных усилий на создании и использовании ресурсоэкономичной и надежной техники;
¾ стабилизацию и по возможности сокращение зависимости от импорта в ресурсопотреблении;
¾ четкую этапизацию ресурсосберегающей политики — широкомасштабное распространение освоенных ранее прогрессивных ресурсосберегающих технологий; разработку, освоение и применение сверхновых технологий, материалов и техники.
Характерная особенность механизмов ресурсосберегающего развития таких экономик — комплексный подход, включающий инструменты регулирования важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционный, денежно-кредитный, налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой информационный, административно-организационный и управленческий, стимулирующий.
Структурно-инвестиционный инструмент. Важное направление государственной политики — проводимая совместно с монополиями структурная перестройка в направлении опережающего развития ресурсоэкономичных отраслей и секторов услуг, обеспечивающая снижение потребности в материалах, энергии и других затрат. В ведущих капиталистических странах создается так называемое информационное общество, где в росте экономики начинает превалировать высокотехнологичная продукция при более низких (в целом) затратах ресурсов.
В Японии, например, сложилась такая целевая направленность инвестиций: не менее 30% выделяется на расширение мощностей, 20% — на средства автоматизации и 8—10% — на экономию сырья, материалов и энергии.
Во Франции предприятия осуществляют капиталовложения в рационализацию использования энергии лишь в тех случаях, когда их сумма относительно невелика и внедряемые мероприятия имеют короткий срок окупаемости. При значительных объемах инвестиций, длительных сроках окупаемости и отсутствии явных и близких перспектив получения выгод от капиталовложений в энерго- и ресурсосбережение реализация мероприятий осуществляется с привлечением дополнительного инвестирования со стороны государства. В области экономии энергоресурсов Французское агентство по освоению энергии около 30% всех средств Фонда крупных проектов выделяет предприятиям агропромышленного сектора экономики.
Денежно-кредитный инструмент. Во Франции государство финансирует не менее 25-30% стоимости энергосберегающих мероприятий хозяйственных организаций. Там предусматривается прямое государственное финансирование ресурсосбережения в непромышленном секторе (например, в установке энергетических устройств по утилизации отходов), а также в малых и средних предприятиях. Кроме того, используется льготное кредитование ресурсосберегающих мероприятий. Норма процентной ставки в этом случае на 8-10% ниже обычной.
В США и Великобритании предусмотрена возможность получения владельцами домов (или арендаторами жилья) беспроцентных займов для перестройки зданий и покупки оборудования в целях экономии энергии по рекомендациям, подготовленным квалифицированными специалистами государственных агентств или компаний по распределению электроэнергии и газа.
В Японии льготное кредитование, например, замены использования нефти углем осуществляется Японским банком развития по типам оборудования, одобренным правительственными органами, по процентной ставке на 8-10% ниже средней действующей нормы. Эта же мера применяется и к энергосберегающим мероприятиям, если повышение эффективности использования энергии превышает 20%.
Налоговый инструмент. В ряде стран используется дифференциация налогообложения в зависимости от источника энергии и трудоемкости ее добычи (в США величина налога в зависимости от этих факторов составляла 70, 60 и 30% прибыли). Предусматривается снижение налогов хозяйствующим субъектам, проводящим активную ресурсосберегающую политику и несущим дополнительные расходы на замену оборудования, улучшение очистки, теплоизоляцию помещений, установку устройств аккумуляции солнечной энергии.
В Японии предоставляется налоговая скидка по энергосберегающему оборудованию (уменьшается налогооблагаемая база на 25—30% его стоимости) или ускоренная (30%-ная годовая) амортизация. По многим видам оборудования предоставляется дополнительная налоговая скидка (до 22%) в первый год его эксплуатации при комбинированном энергосберегающем и природоохранном эффекте; по энергосберегающим машинам и оборудованию — 18%; по машинам и оборудованию, которые могут содействовать эффективному использованию ресурсов, и по специальному водоснабжающему оборудованию для промышленного использования — 16%.
Устанавливаются налоги на конечные продукты с повышенным энергопотреблением, например автомобили с большими удельными затратами топлива; топливоэкономичные автомобили имеют налоговую скидку. Используется ряд специальных налоговых инструментов, например угольные и нефтяные сборы, формирующие целевые фонды рационализации структуры энергопроизводства и потребления.
Ценовой инструмент. С его помощью осуществляются взаимосвязь внешних, рыночных цен, прежде всего на нефть и нефтепродукты, и контроль государства над внутренними ценами (такой контроль был введен, например, в отношении энергоносителей, которые в США стоили ниже мирового уровня, и был отменен в 1981 г., только после снижения уровня энергопотребления). Использовалась дифференциация цен на нефть, добываемую в США, в зависимости от мощности скважин. Применялся также механизм перераспределения выигрыша между теми компаниями, которые использовали дешевую внутреннюю нефть, и теми, кто был вынужден импортировать дорогую. Гибкость действия ценового механизма обеспечивалась также скидками на энергопотребление вне времени пиковых нагрузок.
Практикуется заблаговременное (за 5—10 лет) уведомление хозяйствующих организаций о повышении тарифов на электроэнергию, позволяющее фирмам лучше подготовиться к новым условиям. Используется система прогрессивных тарифов на электроэнергию, возрастающих с ростом объема ее потребления. Опыт США указывает на целесообразность использования федеральных налогов и налогов штатов, временно повышающих на 10-15% уровень цен на важнейшие виды энергоносителей и материалов, пользующихся нерационально высоким спросом.
В Японии механизм государственного регулирования цен широко применяется при установлении тарифов на электроэнергию для стимулирования сокращения ее расходов на освещение и сглаживания графиков электрической нагрузки.
Нормативно-правовой инструмент. В западных странах сформирован комплекс законов и подзаконных актов, регулирующих ресурсосберегающую политику всех видов хозяйствующих и нехозяйствующих организаций. Приняты законы, регулирующие выдачу субсидий и устанавливающие государственные гарантии на займы для приобретения и внедрения ресурсосберегающих технологий, установления различных налоговых скидок и норм ускоренной амортизации энергетического оборудования (стимулируя его обновление). Специальные акты, направленные на ресурсосбережение и охрану природы, предусматривают освобождение от налогообложения облигаций региональных и местных органов.
Законы требуют от промышленных компаний организации строгого контроля использования ресурсов и реализации мероприятий по рациональному их потреблению. Например, Законом о рациональном использовании энергии (Япония, 1979 г., Закон № 49) предусмотрено, что для производителей продукции при планировании мероприятий по рациональному использованию энергии обязательны официально объявленные министром торговли и промышленности следующие направления деятельности: рациональное сжигание топлива; рациональное использование тепла, как при нагревании, так и при охлаждении; предотвращение теплопотерь в процессах, связанных с излучением, преобразованием тепловой энергии в механическую; предотвращение потерь электроэнергии от сопротивления; рациональное преобразование электроэнергии в тепловую и другие виды энергии.
Программно-целевой инструмент. Деятельность концернов в Германии («Маннесман», «Крупп», «Тиссен», «Клекнер», «Шлеманн-Зимат», «Зун-двиг», ФАВ и др.) основана на жестком планировании. Решающая роль отведена разработке стратегических планов — в основном на пять лет с ежегодной корректировкой их с учетом изменяющихся условий и тщательной проработкой плана следующего года. Имеется четкая система оперативного планирования по месяцам и кварталам, ведется жесткий контроль за финансовыми результатами.
Принципиальная особенность системы планирования состоит в том, что разработка планов начинается с фирм и только после согласования их на уровне концернов они принимаются к реализации. План фирм может быть согласован лишь в том случае, если он обеспечивает требуемую руководством концерна рентабельность, в том числе с помощью ресурсо- и энергосбережения.
В крупнейших транснациональных корпорациях, например в «Дженерал моторе», разрабатываются конкретные программы развития. На основе ожидаемых перспектив сбыта составляются программы объектов и структуры производства, его материально-технического обеспечения. В них устанавливаются оптимальные размеры серий, технологические методы, наилучшее распределение программ по срокам, намечаются ресурсы, необходимые для выполнения производственной программы (материалы, рабочая сила, финансовые средства), разрабатываются варианты решения как сбытовых, так и производственных задач, проигрываются варианты комбинаций объема выпуска, цены и издержек производства. Из них отбираются, прежде всего, те товары, выпуск которых обещает наибольшую прибыль.
Для более рационального использования энергии в жилых зданиях во Франции и Великобритании осуществляется разработка на национальном региональном и местном уровнях программ по реконструкции жилых помещений для семей с низкими доходами (в Великобритании программа затрагивает 10% населения).
Японское правительство обнародовало стратегию развития технологий солнечной энергетики. Ее цель – десятикратное увеличение применения солнечной энергии к 2020 г. Японцы создали показательный «город Солнца»: три четверти домов в городе Ота снабжаются электроэнергией с помощью фотоэлектрических установок, поставляемых жителям бесплатно.
Информационный инструмент. Для активизации работы в области ресурсосбережения предусматривается ускоренное доведение до фирм информации по новым эффективным методам и средствам экономии сырья, материалов и энергии. Создана широкая сеть научных центров и специальных фирм, осуществляющих консультационную деятельность, организован мониторинг состояния ресурсосбережения в стране с анализом данных по улучшению ситуации в сфере повышения эффективности использования ресурсов. При этом государство берет на себя расходы по рекламе и организации различного рода форумов с представителями бизнеса и местных органов власти.
Во Франции, например, функционируют региональные агентства энергии, выполняющие координирующую и информационную роль и действующие при 22 региональных советах. Их цель — разрабатывать региональные энергетические пятилетние и промежуточные планы, в которых предусмотрен реестр энергоресурсов региона, а также рассматривать условия для достижения возможно большей экономии энергии, улучшения энергетической обеспеченности региона, его деятельности в этой области и определения мер, направленных на реализацию региональных энергетических планов.
Административно-организационный и управленческий инструменты. В индустриально развитых странах для активизации ресурсосбережения широко используются административно-организационные и управленческие инструменты.
1. Специальные органы, ответственные за энергетическую политику. В Японии, например, согласно Закону о рациональном использовании энергии (1979 г.) был создан институт энергоуправляющих со специализацией по электрической и тепловой энергии в энергоемких отраслях промышленности. Эта деятельность обязательна для предприятий, потребляющих в год более 3000 тонн условного топлива в виде первичных ресурсов или свыше 12 млн. кВт-ч электроэнергии. Сертификат на занятие этой должности выдается только после изучения специального курса и сдачи экзаменов лично министру внешней торговли и промышленности.
2. Научные и учебные центры по энергосберегающей тематике.
3. Запрещающие меры по строительству энергетических объектов (например, на нефти и газе).
4. Обследования энергетических установок, систем отопления, вентиляции и освещения хозяйствующих организаций (выполняемые субсидируемыми правительством компаниями — производителями электроэнергии) с разработкой рекомендаций по энергосбережению.
5. Институты энергоуправляющих со специализацией по отраслям промышленности. Во Франции, например, функционирует институт экспертов, охватывающий все операции, связанные с производством, транспортировкой, ремонтом и использованием тепловой энергии. Их цель — определить резервы экономии и целесообразность замены теплоносителей с приобретением нового оборудования. Эксперты прикрепляются к различным категориям оборудования и получают полномочия на 3 года или 6 лет, а их список публикуется в специальном журнале.
6. В Японии Министерство внешней торговли и промышленности в рамках своей компетенции разрабатывает новые законопроекты, которые подлежат межведомственному согласованию и проверке на конституционность в юридическом бюро кабинета министров, а затем политическому контролю при прохождении через парламент, что обеспечивает введение или снятие льготных режимов, предоставленных отраслям на тот или иной срок.
7. Для повышения эффективности использования энергоресурсов в Японии действует комплекс законодательных и административных мер, рекомендаций частному бизнесу, имеющих обязательную силу.
8. На протяжении ряда лет проблемой экономии энергии в Швеции в государственном масштабе занимается Правительственный совет по программированию экономии энергии, деятельность которого распространяется на все отрасли экономики страны и осуществляется соответствующими секциями совета.
Стимулирующий инструмент. В США, например, используются программы «взаимной экономии», согласно которым компании идут на бесплатное переоборудование объектов социально-бытового назначения, покрывая свои расходы за счет получения от них в течение ряда лет до 75% сэкономленных благодаря снижению энергоемкости средств.
В Японии меры для поощрения экономии энергетических ресурсов были сведены в единую программу, известную под названием «Лунный свет». В ней наряду с мероприятиями по развитию научно-технического прогресса предусмотрены субсидии и другие формы стимулирования для частных фирм (льготные кредиты, налоговые скидки и др.), разрабатывающих экономичные виды оборудования.
Как следует из вышеизложенного, в странах с рыночной экономикой проводится большая и кропотливая работа по совершенствованию экономических, правовых, административно-организационных и управленческих мер, стимулирующих энергосбережение как важный фактор повышения энергетической безопасности страны.
Сам переход к рыночной экономике автоматически не создает необходимых механизмов для повышения эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечения абсолютной энергетической безопасности. Поэтому в условиях Беларуси вопросам ресурсо- и, в частности, энергосбережения следует уделять больше внимания.
|