Направления развития и совершенствования политики регулирования импорта
Проводимая государством в отношении внешнеэкономической деятельности политика неоправданно жестко регулирует импорт. Несмотря на вполне обоснованную структуру поставок, закупаемых по импорту, политика направлена на сокращение объемов импортных закупок. Жесткое регулирование не учитывает потребностей в товарах, которые выпускаются только за рубежом, тем самым оказывает и пагубное влияние и на развитие экономики и экспортно-ориентированных отраслей.
Положение дел в сфере внешней торговли Республики Беларусь требует разработки более взвешенной и целенаправленной внешнеторговой политики, перехода от жесткого протекционизма и импортозамещения к политике более либеральной, отвечающей требованиям рыночной экономики. Основой регулирования соотношений экспорта и импорта, осуществляемого на государственном уровне, должен стать принцип возмещения экспортом импорта тех товаров, производство которых неэффективно с позиций природно-климатических условий и экономической целесообразности. Очевидно, что отказаться от импорта просто невозможно, поскольку только импортная деятельность способна удовлетворить потребности в товарах, производство которых в стране не только невозможно, но и экономически нецелесообразно. [3, с.87]
Среди конкретных инструментов совершенствования регулирования импортной деятельности следует отметить в первую очередь необходимость снижения уровня ставок таможенных пошлин до среднемирового уровня. Применяемые пошлины рассматриваются только как протекционистская мера, они не могут реально защитить рынок от конкуренции импортной продукции, а, скорее, провоцируют рост внутренних цен и ухудшают покупательную способность населения. При этом, с экономической точки зрения, если только такая ставка пошлины делает отечественный товар конкурентоспособным в сравнении с импортом, то стоит задуматься: зачем производить товары, которые не находят реализации даже внутри страны.
Для совершенствования нетарифных мер регулирования необходимо сократить перечни товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации и гигиенической регистрации, сохранив в них только те виды товаров и услуг, которые могут создавать реальную угрозу причинения вреда здоровью, жизни, имуществу или окружающей среде. Следует также по максимуму исключить дублирование этих перечней с целью сокращения расходов на их проведение и, как следствие, уменьшить ценовую нагрузку на покупателей. [11, с. 12]
Особое внимание нужно уделить совершенствованию процедуры сертификации и гигиенической регистрации. Чтобы в процессе проведения исследований и экспертиз исключить дублирование, необходима прежде всего четкая согласованность данных процедур. Также открытым остается вопрос о признании документов о качестве иностранных производителей. Речь идет, прежде всего, о международных стандартах ISO 9000, которые признаны в большинстве стран мира. Необходимо также увеличить сроки действия сертификатов и удостоверений о государственной гигиенической регистрации импортной продукции с 1 года до 2-3 лет (как на продукцию отечественного производства). Такая мера позволит укрепить внешнеэкономические связи отечественных хозяйствующих субъектов и может впоследствии послужить источником привлечения иностранных инвестиций в страну. [3, с 88]
В настоящее время Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан закончилась активная работа по унификации перечней товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования, и приведению к единообразию законодательства в области взаимной торговли, и был создан полноценный таможенный союз трех стран в рамках ЕврАзЭС. [6, с. 92]
Что касается вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, следует отметить, что существует ряд вопросов, требующих решения в процессе присоединения к ВТО. Важнейшей проблемой является обеспечение соответствия национального законодательства в области внешнеэкономической деятельности положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле и других соглашений и договоренностей ГАТТ/ВТО. Это значит, что управление внешнеэкономическим комплексом Республики Беларусь может осуществляться лишь теми методами, которые не противоречат нормам и принципам ВТО. Страны-члены ВТО высоко оценивают работу, проведенную в Беларуси в сфере адаптации законодательства к нормам ВТО, констатируют эволюцию по всем аспектам внешнеторгового режима государства.[14, с.203]
В целом следует отметить, что система регулирования внешней торговли, и в частности импорта, в Республике Беларусь выстроена очень четко, количество нормативных актов сократилось, все разрешительные процедуры и необходимые для них документы исчерпывающе описаны, что позволяет субъектам хозяйствования преодолевать установленные барьеры без особых сложностей.
|