Мир и развитие.
29 апреля 2015 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Тема Послания – «Мир и развитие».
В кратком вступлении Глава государства акцентировал внимание, что это Послание – актуализация проблем, которые необходимо решить в нынешнем году.
«Послание будет несколько своеобразным, актуальным и, конечно же, учитывающим все мероприятия, которые пройдут в течение этого года», – сказал Глава государства.
А.Г.Лукашенко обратил внимание, что в ближайшее время будут серьезно проанализированы события, связанные с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. «Слишком много инсинуаций, попытки переписать историю, обвинить нас в этой войне, что мы явились чуть ли не причиной. По этому вопросу будет сказано впредь немало», – отметил Президент.
Президент также напомнил о договоренности в течение года провести как минимум три совещания по важнейшим актуальным вопросам развития страны. В частности, совещания будут посвящены обсуждению проблем развития сельского хозяйства, сферы ЖКХ и образования. По всем этим направлениям были созданы соответствующие рабочие группы, которые серьезно проанализировали ситуацию и внесли предложения. А.Г.Лукашенко отметил, что на совещаниях будет подведен итог: было ли реформирование ошибочным или же верным.
Четвертая задача – формирование предвыборной программы Президента.
«Это будет краткое аккумулирование всех вопросов, которые мы решили, будет показан тот уровень, на который мы вышли, и, самое главное, поставлены задачи, которые власть обещает решить в предстоящее как минимум 5-летие, а может быть, и больше», – заявил А.Г.Лукашенко.
Глава государства отметил, что «ситуация в мире в последнее время меняется гораздо стремительнее, чем мы могли себе представить. Ну кто
мог вообразить, что в соседней с нами Украине будут падать бомбы и рваться снаряды? Что в Европе вновь запахнет большой войной, и градус напряжения между великими державами вырастет до уровня холодной войны? И это уже никто не скрывает, в том числе и в этих великих державах».
А.Г.Лукашенко с сожалением заметил, что «кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны». «Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионы жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним – нет на земле ничего дороже, чем мир», – отметил Президент.
«Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка».
Глава государства подчеркнул, что сегодня перед народом стоит задача сберечь величайшие ценности – мир, порядок и независимость Беларуси.
«Слава богу, что сегодня судьба нашей страны решается не на фронтах, не на площадях. Наше будущее определяется в другой, мирной сфере – в экономике. Но именно здесь нам приходится вести бои с крайне неблагоприятными внешними условиями, а также с собственными ленью, заблуждениями, безответственностью и непрофессионализмом», – считает белорусский лидер.
По мнению Президента, от добросовестного труда каждого, от точности и правильности решений власти сегодня зависит очень многое. «Не первый раз говорю: именно в экономике гарантия нашей независимости, залог мира и фундамент будущего. И именно экономика сегодня переживает не лучшие времена», – отметил он.
В Беларуси не будут отступать от правила прямого, откровенного разговора власти и народа.
«Мы всегда шли этим путем – путем прямого, откровенного разговора власти и народа. И впредь не будем отступать от этого правила», – подчеркнул Глава государства.
А.Г.Лукашенко напомнил, что в стране не так давно «успокоили» ситуацию на валютном рынке. Однако темпы роста экономики сократились, многие предприятия загружены продукцией, не находящей сбыта.
По словам Президента, в СМИ, обществе все чаще обсуждаются острые вопросы. В частности, почему остались невыполненными те обещания по средней зарплате в стране, которые власть публично давала людям, почему буксует промышленность, несмотря на значительную помощь государства и постоянное внимание на всех уровнях власти. «Но, главное, люди ждут ответа на ключевой вопрос: что будет дальше? Что будет с курсом рубля и ценами? Что будет с рабочими местами как на
госпредприятиях, так и в частном секторе? Что нового предлагает власть в ответ на очевидные кризисные явления в нашей экономике и в экономике наших соседей?» – отметил Глава государства.
«Это сложные и часто неприятные вопросы, – признал А.Г.Лукашенко. – Легче всего было бы уйти от них и сделать вид, что ничего не происходит. Но по-настоящему сильная политика всегда основана на искренности. Честное признание проблемы – это половина ее решения».
1. ЭКОНОМИКА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
А.Г.Лукашенко отметил, что причины возникшей сложной ситуации в экономике очевидны – это санкции против главного партнера Беларуси, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка. Все это привело к естественному и резкому падению сбыта продукции на рынках ключевых партнеров Беларуси – России, Украины и Казахстана, всем постсоветском пространстве.
«Нет продаж – нет выручки у предприятий. В результате меньше валюты, налогов, денег в бюджете. Отсюда невозможность повышать зарплату, сокращается занятость людей. Эти внешние факторы нам неподвластны. Мы живем в глобальном мире, и у нас открытая экономика, – сказал Глава государства. – Проблемы соседей немедленно становятся нашими собственными. И это объективная сторона кризисных явлений».
Справочно.
Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за I квартал текущего года валовой национальный продукт составил 98% от уровня соответствующего периода прошлого года при годовом задании 100,2–100,7%, индекс потребительских цен – 104,9% (не более 112%), производительность труда – 100,3% (101,5–102%). В январе–феврале 2015 г. экспорт товаров и услуг составил 76,4% от объема за январь–февраль 2014 г. (прогноз 96–96,4%), реальные располагаемые денежные доходы населения – 97% (101,1–101,5%).
В Гродненской области объем валового регионального продукта в январе-марте 2015 года составил 14,9 трлн. рублей или 99,1 % к январю-марту 2014 года, в том числе по видам деятельности: промышленность – 93,7 %, строительство – 113,4 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 103,2 %, торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 102,6%, транспорт и связь – 94,3 %.
В целом по области произведено промышленной продукции на сумму 18,2 трлн. рублей. Индекс физического объема по набору товаров-представителей составил 93,8 %, в том числе обрабатывающая промышленность – 93,9 % (удельный вес в общем объеме производства –
87,3 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 94,0% (12,4 %), горнодобывающая промышленность – 73,5 % (0,3 %).
На 1 апреля 2015 года на складах промышленных предприятий области находилось готовой продукции на сумму 4 820,1 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 94,2%.
Запасы готовой продукции по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, составили 2 293,6 млрд. рублей (47,6% запасов области), или 83,8% среднемесячного объема производства.
По организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, складские запасы составили 1 215,6 млрд. рублей (25,2% запасов области), или 73,3% среднемесячного объема производства при задании 51,0%. По предприятиям мясомолочной отрасли запасы составили 94,2% среднемесячного объема производства, при нормативе 53%.
Объем выполненных строительно-монтажных работ (по заказчикам) составил 3,1 трлн. рублей или 115% в сопоставимых ценах к январю-марту 2014 года.
Введено в эксплуатацию 146,5 тыс. кв. м. жилья, что составляет 20,9% годового задания. Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано в эксплуатацию 54,6 тыс. кв. м. общей площади, или 16,1 % от задания на год.
Для многодетных семей введено в эксплуатацию 15 квартир общей площадью 1,7 тыс. кв. метров, для сдачи в коммерческий наем – 7,7 тыс. кв. м. (122 квартиры).
Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 69,3 тыс. кв. м., или 47,3 % от общего ввода.
За 1 квартал 2015 года темп роста объема розничного товарооборота торговли через все каналы реализации составил 101,3 %. Открыто 74 торговых объекта с торговой площадью 5,9 тыс. кв. м (в т. ч. 3 магазина современного формата с торговой площадью 400 кв. м и более), 10 объектов общественного питания на 386 мест (из них 9 общедоступных объектов на 250 мест), в т. ч. за счет нового строительства 15 торговых объектов с торговой площадью 2,5 тыс. кв. м., 5 объектов общественного питания на 270 мест.
Руководители мясомолокоперерабатывающих предприятий области с визитами посетили Туркменистан, заключен договор на поставку колбасных изделий, прорабатывается вопрос по молочной группе товаров, города Калининград и Санкт-Петербург (масло, сыр, творог).
Объем экспорта на новые перспективные рынки в январе – марте 2015 г. составил 0,9 млн. долл. США (20,9% от годового задания), или 95,7 % к соответствующему периоду 2014 года.
В январе-марте 2015 г. объем внешней торговли услугами составил 39,2 млн. долл. США, что на 21,4% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. За три месяца текущего года оказано услуг нерезидентам на сумму 27,5 млн. долл. США, или 82,7% к уровню января-марта 2014 г., импорт услуг сократился на 30% и сложился в размере 11,7 млн. долл. США, положительное значение торгового сальдо сложилось в размере 15,8 млн. долл. США.
Среди услуг наиболее востребованы иностранными партнерами транспортные услуги (доля в экспорте 66,9%), объем которых в январе-марте 2015 года составил 18,4 млн. долл. США и к уровню 3 месяцев 2014 года снизился на 6,5 млн. долл. США, или на 26,4%. В транспортных услугах 89,7% занимают услуги автомобильного транспорта. Из общего объема услуг автомобильного транспорта абсолютное большинство (99%) приходится на грузоперевозки. В связи с введением с августа 2014 года продовольственного эмбарго Россией в отношении стран Евросоюза снизился грузооборот, что отразилось на объеме транспортных услуг.
Объем инвестиций с основной капитал области за январь – март 2015 года составил 5,1 трлн. рублей. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств использовано 1,4 трлн. рублей, или 28,1% от общего объема инвестиций.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» облисполкомом заключено 123 инвестиционных договора с общим объемом инвестиций 12,2 трлн. рублей, в том числе за январь-март 2015 года – 3 договора на 1,8 трлн. руб. Всего завершена реализация по 33 проектам на общую сумму 1 трлн. рублей, в том числе в 1 квартале 2015 года — 2 инвестиционных проекта на общую сумму 19 млрд. руб. В 1 квартале 2015 года заключены инвестиционные договоры на реализацию следующих инвестиционных проектов:
«Создание на территории Зельвенского района ветропарка по производству электроэнергии из альтернативных источников» ООО «Зилант» с объемом инвестиций 23 млрд. руб.;
«Создание на территории Слонимского района Гродненской области нового агропромышленного предприятия как единого технологического комплекса по растениеводству, животноводству и переработке сельскохозяйственной продукции» ИООО «Белдан» с объемом инвестиций 32 млн. евро;
«Строительство свиноводческого комплекса мощностью 2 520 свиноматок» ООО «Биоком» с объемом инвестиций 520,7 млрд. руб.
Объем инвестиций по реализуемым инвестиционным проектам в рамках заключенных инвестиционных договоров на 01.04.2015 составил 2,3 трлн. рублей.
За 1 квартал 2015 года (по данным ИМНС) в области произвело уплату налогов в бюджет 36 342 субъекта малого предпринимательства, в том числе микро- и малых организаций – 8 428, средних организаций – 201 и индивидуальных предпринимателей – 27 713.
В области функционируют 19 центров поддержки предпринимательства и 1 инкубатор малого предпринимательства. В 1 квартале 2015 года субъектами инфраструктуры оказаны услуги порядка 3 тыс. клиентам, проведено 15 семинаров, в которых приняло участие более 530 человек.
С целью изучения ситуации в предпринимательской среде в январе 2015 года проведен Совет по развитию предпринимательства при Гродненском облисполкоме. Дважды в год проводится организационно-информационная поддержка стартап-движения и конкурсы бизнес- и инновационных проектов для студентов учреждений образования и начинающих предпринимателей. Так, 28 марта 2015 г. в г. Гродно проведен 7-й Гродненский Инвест Уикенд. На конкурсе было представлено 13 бизнес-идей, приняло участие более 150 человек.
За январь-март 2015 года рентабельность продаж составила 6,2%, в том числе в промышленности – 7,4%, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 7,6%, строительстве – 7,7%. Получено 447,4 млрд. рублей чистой прибыли.
Количество убыточных организаций сократилось по сравнению с началом 2015 года на 63 организации и составило 167 (удельный вес убыточных организаций 19,9%).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-март 2015 года увеличилась к уровню соответствующего периода 2014 года на 12% и составила 5484,4 тыс. рублей, в том числе в марте – 5722,8 тыс. рублей. Темп роста реальной заработной платы за 1 квартал 2015 года — 96%.
А.Г.Лукашенко обратил внимание, что за последние двадцать лет мировая экономика радикально изменилась и на смену индустриальной экономике идет экономика знаний и услуг. Он напомнил, что она уже стала основой в наиболее развитых государствах мира, таких как США, страны Евросоюза, Япония, Израиль, «азиатские тигры», курс на ее строительство взял и Китай, по праву имеющий статус «фабрики мира». «Перед нами стоит ровно такая же задача. И, видимо, надо признать, что мы запаздываем с ее решением», – отметил Глава государства.
Президент считает, что есть и еще одна причина проблем: качество и производительность труда, которые не всегда конкурентны.
«Давая четкие ответы на самые острые вопросы людей, сегодня мало сказать: мы удержим курс, сдержим цены и сохраним рабочие места. Гораздо важнее показать, как мы это сделаем», – подчеркнул белорусский лидер.
В Беларуси до конца года будут приняты важные решения в экономической политике для обеспечения новых факторов роста. «Это предложение нисколько не опровергает и не отвергает то, что сделано, и то, что мы сегодня делаем. Просто к тому, что мы делаем, надо добавить следующее».
Во-первых, эффективное управление экономикой.
Президент констатировал, что каждый должен заниматься своим делом и давать результат: Правительство – управлять экономикой в целом, министры – отраслями, губернаторы – регионами, директора – предприятиями. Министерства должны заняться отраслевым регулированием: совершенствовать законодательство, разрабатывать технологические стандарты, обеспечивать благоприятные условия для ведения бизнеса, равные права для всех форм собственности. При этом А.Г.Лукашенко подчеркнул, что главное лицо, которое отвечает за предприятие, – это директор.
Президент считает неприемлемым кабинетный стиль управления отраслями экономики.
«Еще раз хочу подчеркнуть: если кто-то в Правительстве хочет управлять из кабинета, глядя в окно на площадь, на чистоту вокруг Дома правительства, то это не тот подход. Да, Правительство в целом отвечает за экономику, но экономика (Правительство должно об этом помнить) делается прежде всего на предприятиях».
«Конкурентоспособность предприятий определяется эффективностью управления ими. Если мы оперативно не усовершенствуем свою систему управления государственными активами и предприятиями, то и дальше будем проигрывать в борьбе за рынки. И этот проигрыш будет только усугубляться», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, Правительству необходимо внести пакет нормативных документов о разделении функций государства как собственника и как регулятора, а также о системе управления предприятиями с учетом современного мирового опыта.
«Все современные механизмы управления, которые используют наши конкуренты, должны быть внедрены у нас. Сегодня необходима ускоренная информатизация экономики, тем более что мы можем это делать», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, современные
информационные технологии – это не просто отрасль, это один из ключевых рычагов управления экономикой и обществом в целом.
Президент констатировал, что в Беларуси в последнее время быстро развивается сектор IT-индустрии, страна серьезно продвинулась в мировых рейтингах развития информационно-коммуникационных технологий. «По этому показателю мы уже опережаем все страны постсоветского пространства. Только системный характер информатизации обеспечит ее дальнейший успех», – уверен Глава государства.
По его словам, предприятие оказывается ненужным не только потому, что там слабое руководство или нерадивый коллектив – может устареть конкретный вид продукции, сузиться рынок или обнаружиться новое направление бизнеса, гораздо более выгодное по сравнению с прежним. «В этом случае выигрывает тот, кто первым сворачивает бесперспективное направление, борется за создание и создает новое направление, читай, продукцию на этом же предприятии с этим трудовым коллективом», – констатировал Президент.
Необходимо создать такие условия, чтобы рядом с закрывающимся предприятием возникло другое, более перспективное, с новыми рабочими местами и более высокой зарплатой. «Это решит и проблемы занятости, и будет только стабилизировать обстановку в трудовом коллективе и нашей стране», – заверил А.Г.Лукашенко.
Президент отметил, что быстрая реакция на изменившиеся условия – залог победы в конкурентной борьбе. В этой связи Глава государства поручил Правительству организовать работу по реструктуризации неплатежеспособных производств с привлечением инвесторов.
Второе – совершенствование контроля за экономикой.
Для нового экономического рывка нужны инициатива, раскрепощенность, эмоциональный подъем, возможность идти на разумный риск, принимать оперативные решения.
В Беларуси в 2016 году введут мораторий на рост количества и ставок налогов.
«В следующем году мы вводим мораторий на рост количества и ставок налогов. Одновременно уберем излишний контроль за экономикой, резко сократим дублирование проверок. Надо ликвидировать ситуацию, когда правоохранительные и контролирующие органы, «наблюдающие» за каждым шагом директора, фактически берут на себя управление предприятием, не неся ответственности за результаты его работы», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, необходимо сместить акценты контроля с текущей деятельности предприятия на конечные результаты – прибыль и рентабельность.
Президент поручил Правительству, Администрации Президента, Госсекретариату Совета безопасности и соответствующим специалистам внести проекты конкретных нормативных актов, раз и навсегда решающих эту проблему. «Чтобы больше никогда в обществе не было досужих разговоров о сверхконтроле за предприятиями и руководителями», – подчеркнул Глава государства.
Третье – снижение инфляции.
«Макроэкономическая стабильность – это залог нормального бизнеса. Снижение инфляции для нас – приоритетная задача. Население беспокоит именно рост цен», – отметил А.Г.Лукашенко.
По его словам, основной путь стабилизации цен – сокращение себестоимости продукции и услуг, сокращение затрат с обязательным сохранением достигнутого уровня благосостояния населения. «Значит, предприятиям придется снижать затраты не за счет заработной платы людей, которую мы сегодня на отдельных предприятиях несвоевременно платим», – констатировал Президент.
А.Г.Лукашенко отметил, что высокая инфляция говорит о неэффективности использования денег. «Они должны давать отдачу. Тогда и процентные ставки будут низкими, и кредиты доступными», – подчеркнул Глава государства.
Президент поручил Правительству и Национальному банку уже в этом году выработать конкретную антиинфляционную программу.
Справочно.
С начала 2015 г. инфляция в Беларуси составила 4,9%, в том числе в марте по сравнению с февралем – 0,8%.
По заявлению Премьер-министра Республики Беларусь Кобякова А.В. (телеканал «Беларусь 1», 30 апреля), Правительство приступило к разработке антиинфляционной программы. При этом он отметил, что реализация такой программы требует ежедневной работы, ежедневного контроля: «Главная задача – достаточно жесткий денежно-кредитный инструмент. Деньги должны быть заработаны. Раздачи денег не будет».
Четвертое – эффективность использования бюджетных средств.
Суть проста: не просите больше денег, по-хозяйски используйте то, что есть. Все жалобы на недостаток оборотных средств, инвестиций надо прекратить. Деньги в экономике есть. Но многие предприятия омертвили их в складских запасах, долгостроях, дебиторской задолженности. Вот здесь надо искать финансовые ресурсы!
Президент поручил принять необходимые решения по новому механизму оказания господдержки.
«В бюджетном процессе нужно перейти на выделение средств по программно-целевому методу. Как говорят экономисты, бюджетирование, ориентированное на результат», – отметил А.Г.Лукашенко.
По мнению Президента, государственная поддержка должна оказываться только на конкурсной основе, исключительно в ходе реализации госпрограмм, с равным доступом к ресурсам для организаций всех форм собственности.
Глава государства считает благоприятными конкурентные условия в белорусской экономике.
«Почему мы ноем, стонем и плачемся? У нас что, война сегодня идет? Мы ресурсы получаем по самой высокой цене? Я не хочу приводить расчеты, сколько мы экономим только на природном газе в связи с падением цены на нефть. У нас нормальная ситуация и нормальные условия. Но надо напрячься и решать проблемы. Не можешь решать – уходи», – сказал А.Г.Лукашенко.
Глава государства обратил внимание на ситуацию, когда бывшие руководители пытаются вернуться на работу в государственные органы в те сферы, где они некомпетентны. «В таких случаях есть свободные предприятия. Вот тебе предприятие – иди и работай, давай результат», – отметил Президент.
Пятое – антимонопольная и конкурентная политика.
По словам А.Г.Лукашенко, ключевой задачей антимонопольной и конкурентной политики должно быть определение справедливых тарифов и цен. «Никакого сговора торговых сетей и взвинчивания цен! Внутренний потребительский рынок должен быть также надежно защищен от подделок, фальсификата и контрафактной продукции», – заявил Президент.
Только в 2014 году в страну было ввезено 6,2 тыс. аналогичных МАЗам автомобилей. «Встает вопрос – почему вы их завезли? Почему при наличии такого производства холодильников мы ввозим из-за рубежа? Чем хуже наш холодильник?» – сказал Президент.
А.Г.Лукашенко подчеркнул, что страны ЕАЭС сегодня всячески пытаются защитить свои внутренние рынки от ввоза иностранной продукции. При этом он выступил против искусственных запретов на импорт товаров и тому подобных мер. «Надо договариваться», – считает он.
«Надо признать, рост цен – это результат недостатка конкуренции. Государство должно развивать добросовестную конкуренцию. К сожалению, наша антимонопольная служба слаба, аморфна. Надо подумать, как нам усилить антимонопольную работу», – заявил А.Г.Лукашенко.
По его словам, антимонопольная служба должна координировать и регулировать процессы, подсказывать, но не вмешиваться в деятельность председателей облисполкомов и других.
Кроме того, А.Г.Лукашенко поручил тщательно выверить и выстроить новую тарифную политику в сфере естественных монополий – в энергетике, железнодорожной, авиационной, жилищно-коммунальной отраслях.
Шестое – благоприятный бизнес-климат.
«Условия открытия, ведения и закрытия бизнеса должны быть просты и понятны. Причем не на бумаге, а на деле.
Правительству вместе с предпринимателями необходимо проследить всю цепочку от открытия до ликвидации бизнеса. Посмотрите с точки зрения здравого смысла и в разы сократите количество документов, отчетов, согласований, статистики на всех уровнях и этапах. Не хочу повторяться, времени нет. Я думаю, вы запомнили, что я сказал.
Особое внимание уделите развитию малого и среднего бизнеса. Это основа процветания любой экономики и стабильности государства», – подчеркнул А.Г.Лукашенко.
Седьмое – развитие финансовых рынков и привлечение капитала.
Президент поручил проработать возможность размещения акций ведущих предприятий Беларуси на мировых биржах.
«Мы также должны серьезно подумать о том, как сделать Беларусь привлекательной для богатых людей со всего мира. Поручаю Правительству, Парламенту, Национальному банку обстоятельно проанализировать мировые процессы, происходящие в этой сфере, в том числе проанализировать законодательство, которое мы имеем», – сказал Глава государства.
Президент также поручил внести пакет системных предложений по полноценному формированию и эффективному функционированию финансового рынка и его регулятора. «Продумайте, что конкретно можно было бы сделать, чтобы в нашу экономику вернулись капиталы из тени, а Беларусь стала серьезным региональным финансовым центром», – сказал А.Г.Лукашенко.
Восьмое – диверсификация экспорта.
«Это непростая задача – освоить новые рынки, найти новых партнеров, наладить долгосрочные торговые отношения», – подчеркнул А.Г.Лукашенко.
Нужно менять не только географию экспорта, но и его структуру. «Сейчас значительную часть белорусских поставок составляют сырьевые товары: калийные удобрения, сырая нефть и нефтепродукты, черные металлы, древесина. Обвал хотя бы на одном из этих рынков негативно влияет на всю нашу экономику», – пояснил он.
Справочно.
В январе–феврале 2015 г. зарегистрированы экспортно-импортные операции со 159 странами мира. Товары поставлялись на рынки 128 государств, импортировалась продукция из 141 страны. Из общего объема экспорта республики на долю России приходилось 34%, стран СНГ (без России) – 11%, стран ЕС – 39%, остальных стран – 16%. Импорт из России составил 57% общего объема импорта, стран СНГ (без России) – 3%, стран ЕС – 19%, остальных стран – 21%.
В январе-марте 2015 года в Гродненской области объем внешней торговли товарами (без учета организаций, подчиненных республиканским органам госуправления) составил 319,4 млн. долл. США, что на 28,4% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. За три месяца текущего года реализовано за рубеж продукции на сумму 171,9 млн. долл. США, или 66,1% к уровню января-марта 2014 г., импорт товаров сократился на 20,8% и составил 147,5 млн. долл. США. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 24,4 млн. долл. США.
Организации области осуществляли экспортно-импортные операции с 95 странами мира, при этом продукция экспортировалась на рынки 56 стран.
В целях активизации торгово-экономического сотрудничества, диверсификации рынков сбыта, развития и совершенствования работы субъектов ТПС за рубежом и обеспечения выполнения прогнозных показателей в области реализуется План совместных действий по развитию внешнеторгового, внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества на 2015 год.
По словам А.Г.Лукашенко, в стране требуется изменить подходы к продаже отечественных товаров. «Вначале необходимо искать рынки, а потом производить товар. У нас же делается все наоборот. Каждому руководителю предприятия необходимо понять: маркетинг, реклама, продвижение товара также важны, как производство, качество, цена и себестоимость», – констатировал белорусский лидер.
Он признал, что освоение новых рынков, поиск партнеров, налаживание долгосрочных торговых отношений является непростой задачей. По его мнению, снижение продаж в России и Украине необходимо компенсировать расширением поставок в другие страны. При этом нельзя снижать активность продвижения нашей продукции на традиционные рынки. «В той же России надо доходить до каждого региона, использовать любую возможность. Это касается и постсоветского пространства», – уверен Глава государства.
Он обратил внимание на то, что приток валюты в страну должен стать главной заботой и критерием оценки эффективности работы руководства предприятий. «Нельзя забывать, что экспорт – это основной
источник валюты и гарант стабильности белорусского рубля», – подчеркнул Президент.
Девятое – новые подходы к развитию сельского хозяйства и жилищного строительства.
Президент признал, что в республике за последние годы многого добились в подъеме сельского хозяйства. «Полностью обеспечиваем продовольственную безопасность. Значительно нарастили экспортный потенциал отрасли, превратив ее в один из важных источников поступления валюты», – заметил он. Беларусь – третий в мире экспортер животного масла, входит в десятку крупнейших экспортеров молока, находится на лидирующих позициях в мире по поставкам сыров за рубеж. Кроме того, в стране сосредоточено около 16% мировых посевов льна».
Справочно.
В I квартале 2015 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 18,6 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с I кварталом 2014 г. на 5,1%. В сельскохозяйственных организациях объем производства продукции за это время возрос на 6,1%.
В Гродненской области темп роста производства валовой продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах составил 103,0%. Сельскохозяйственными организациями произведено продукции на сумму 2,5 трлн. рублей, что составляет 104,4% к соответствующему периоду 2014 года.
«Беларусь практически полностью обеспечивает себя продовольствием, импорт составляет менее 10% всего объема потребления, а экспортные поставки осуществляются в 50 стран мира. Тем не менее отрасль нуждается в новых, более эффективных методах ее дальнейшего развития», – уверен Глава государства. По его мнению, сейчас главное – работать на принципах самоокупаемости.
«Предстоит активизировать работу по привлечению частных инвестиций в село. Правительству необходимо стимулировать инвесторов на основе индивидуального подхода к каждому из них при продаже сельскохозяйственных организаций», – сказал белорусский лидер. По его словам, не менее актуальной задачей является внедрение в сельское хозяйство новейших достижений науки и передовой практики.
Как отметил Президент, в условиях сокращения господдержки важную роль должны сыграть такие механизмы, как конкурентный отбор и окупаемость проектов, равный доступ к кредитам и другим ресурсам, а также ответственность за реализацию и достижение намеченных показателей.
«В жилищном строительстве необходимо дополнить действующий механизм господдержки ипотечным кредитованием, системой строительных сбережений, арендой жилья», – отметил Глава государства.
По мнению А.Г.Лукашенко, Национальному банку и белорусскому Правительству следует выработать эффективные кредитно-финансовые инструменты, позволяющие обеспечить доступ к этим программам широкого среднего класса, который формируется в белорусском обществе.
Десятое – повышение правовой культуры в экономике.
Президент с сожалением отметил, что в настоящее время бизнес в Беларуси часто строится без должного оформления контрактов, детально прописанных прав, обязанностей и ответственности сторон. «Это особенно характерно при составлении инвестиционных договоров с зарубежными партнерами. Отсюда и взаимные неплатежи между предприятиями, халатность, поставки некачественного оборудования и не в срок, безответственное изменение условий контрактов, повышение цены», – уточнил Президент и добавил, что эти вопросы нужно снимать еще на стадии подготовки документов.
По мнению А.Г.Лукашенко, малый и средний бизнес должен иметь возможность пользоваться юридическими консультациями «даже по элементарным вопросам». «Тем более если контракты большие и сложные, следует привлекать профессиональные консалтинговые компании. Мы потратим миллион, но сэкономим миллиарды. Решать споры нужно не в госорганах, а в суде», – уверен белорусский лидер.
Президент также обратил внимание на необходимость повышения доверия к отечественной судебной системе как гаранту и защитнику прав собственности, в том числе со стороны иностранных инвесторов, которые предпочитают решать вопросы в зарубежных арбитражных судах.
А.Г.Лукашенко поручил до конца года внедрить систему мер по повышению правовой культуры в экономике.
2. О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
«Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти», – считает Глава государства.
А.Г.Лукашенко подчеркнул, что, несмотря на нынешние непростые условия, бюджет 2015 года, как и в предыдущие годы, сохраняет социальную направленность. Это важный фактор обеспечения согласия в обществе и стабильности государства.
Он отметил, что Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. И за последнее время поднялась в соответствующем мировом рейтинге с 58-го на 53-е место среди почти 200 государств. Однако нельзя останавливаться на достигнутом, подчеркнул Президент.
В социальной сфере важнейшими задачами являются следующие.
Демография и поддержка семей.
Президент отметил, что надо закрепить положительные демографические процессы. С 2013 года в стране отмечается прирост населения. «Нам удалось практически сжать «демографические ножницы», сократив почти в 4 раза естественную убыль населения за счет увеличения рождаемости, продолжительности жизни людей и снижения смертности, – сказал А.Г.Лукашенко. – А вспомните, буквально 10 лет тому назад аналитики разных мастей, разных стран, в том числе доморощенные, прогнозировали, что численность населения к 2015 году уменьшится до 8,3–8,5 млн. человек. Мы сегодня перевалили за 9,5 млн. человек». При сохранении этой тенденции численность населения страны может возрасти до 10 млн. человек.
Справочно.
В республике коэффициент рождаемости вырос с 11,4 на 1 тыс. человек населения в 2010 году до 12,5 в 2014 году. Ожидаемая продолжительность жизни за последние пятнадцать лет увеличилась в среднем на 3,6 года и составила в 2013 году 72,6 года. Численность населения увеличилась с 9 465 тыс. человек на 01.01.2012 до 9 481 тыс. на 01.01.2015.
Такие результаты достигнуты во многом благодаря развитию здравоохранения. В стране создана многоуровневая система: от ФАПов до республиканских научно-практических центров, выполняются сложнейшие операции, в том числе по пересадке органов. «Умеем делать все», – подчеркнул Глава государства и конкретизировал: от здравоохранения до строительства атомной станции. «Надо только быть смелее, надо идти навстречу проблемам», – считает Президент.
В Беларуси существенно повышены размеры семейных пособий. Созданы равные условия для всех категорий семей, их поддержка усиливается с рождением каждого последующего ребенка. «Это и впредь будет оставаться национальным приоритетом», – заверил Глава государства. На реализацию данного приоритета и направлен указ о введении «семейного капитала».
«Крепкая семья, в которой воспитываются как минимум трое детей, должна стать общественным идеалом, социальной нормой», – отметил А.Г.Лукашенко.
Молодежная политика.
«2015 год объявлен Годом молодежи. Это вызвано тем, что в современных условиях повышается роль молодежи в развитии страны. Широкие возможности и энергия молодежи должны быть направлены на благо общества», – отметил Глава государства.
«Нам удалось достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодого поколения. Значительно вырос его образовательный уровень. Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам – правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины», – подчеркнул Президент.
По его словам, стержнем молодежной политики должно быть воспитание активной гражданской позиции, формирование высоких моральных качеств и культуры у молодого поколения. А.Г.Лукашенко подчеркнул, что сторонних наблюдателей в этом важном процессе не должно быть. «Молодежные организации, система образования, наука, культура и искусство, трудовые коллективы и органы власти – все должно быть пронизано воспитательными функциями, – сказал он. – Всему нашему обществу надо более широко привлекать молодежь в разные сферы деятельности, развивать ее творческий потенциал».
«Мы должны добиться того, чтобы каждый молодой человек, живущий в Беларуси, был уверен, что он нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы», – отметил А.Г.Лукашенко.
Государство не оставляет без внимания пожилых людей, которые внесли свой вклад в развитие страны и вышли на заслуженный отдых. Доля граждан, достигших пенсионного возраста, в республике сегодня составляет 22% (2,1 млн. человек), а к 2020 году этот показатель приблизится к 27% при сохранении нынешних тенденций. «Прямо скажу, что обеспечивать финансовую устойчивость пенсионной системы с каждым годом становится сложнее», – признал Президент.
Как и ранее, рост пенсионных выплат будет зависеть от роста зарплаты в экономике и возможностей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. «Обязанность государства – сохранить соотношение пенсий по возрасту и средней заработной платы на уровне не менее 40%, как это принято во всем мире», – подчеркнул А.Г.Лукашенко.
Также важная задача – активный поиск новых решений по жизнеустройству нетрудоспособных граждан. Местные органы власти должны развивать географию таких форм работы, как дома самостоятельного, сезонного проживания, приемные, гостевые, патронатные семьи для пожилых граждан. Президент поручил Главе Администрации Косинцу А.Н. проверить, как выполняется его поручение по внедрению новых форм жизнеустройства пожилых людей. «Ни один старик в стране не должен быть брошенным, даже если у него где-то на Колыме живут дети, и они о нем забыли, – сказал А.Г.Лукашенко. – Дети и старики – лицо любого государства. Если мы нормально относимся к
детям и старикам, значит, мы нормальное государство, поскольку заботимся о будущем и о тех, кто создал нашу страну».
Задачей всех ветвей государственной власти остается формирование комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, создание условий для их полноценной и интересной жизни, вовлечение в общественные дела. А.Г.Лукашенко поручил Правительству разработать Государственную программу «Социальная интеграция инвалидов, граждан пожилого возраста и физически ослабленных лиц на 2016–2020 годы».
«Что касается социального иждивенчества, то здесь надо подходить продуманно, с учетом всех возникающих вопросов», – подчеркнул Президент. Большинство граждан исполняет свою конституционную обязанность, работает и платит налоги. «У нас как у власти нет никаких претензий к таким людям. Однако некоторая часть трудоспособных людей не принимает участия в финансировании государственных расходов. При этом социальными благами пользуются все на равных. С точки зрения большинства людей такой подход несправедлив», – отметил А.Г.Лукашенко.
«В целях обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей по моему поручению разработан и принят Декрет «О предупреждении социального иждивенчества», – сказал Глава государства. Он добавил, что в адрес декрета звучит много критики. «Боюсь, мы что-то недоработали. Я уже поручил Администрации и прошу разработчиков: вникните в каждое замечание, даже если их высказывают какие-то шарлатаны от политики. Изучайте, посмотрите, чтобы мы не обидели нормального человека, – поставил задачу А.Г.Лукашенко. – Мы не должны допустить ни одной ошибки. Иначе благое дело похороним».
|