Вследствие сложной экономической ситуации в Украине, значительного дефицита рабочих мест на рынке труда продолжается выезд граждан Украины в страны близкого и дальнего зарубежья с целью трудоустройства. Сезонное, временное трудоустройство за границей в непростых экономических условиях переходного периода, к сожалению, стало способом выживания для многих украинских семей. Украинцы готовы ехать за границу без знания языка, права, квалификации, даже на нелегальную работу. В связи с этим проблема оптимизации межгосударственной трудовой миграции является чрезвычайно острой для Украины, при этом задача заключается в сведении к минимуму негативных последствий. Важной научной задачей является изучение факторов и механизмов, направленности современной трудовой эмиграции граждан Украины, решение проблем этнической самоидентификации, родного языка и национальной культуры, трансформации этнического самосознания в процессе интеграции в иноэтнической среде, сохранение украинской субкультуры в условиях инокультурного окружения.
Цель работы заключается в определении факторов формирования установок современной украинской молодежи относительно трудоустройства за границей.
Главной фундаментальной причиной стремления молодежи к самореализации за границей считается отсутствие экономических альтернатив. При анализе проблемы трудовой миграции практически не обращается внимания на социальные и психологические аспекты этого явления. Возникает необходимость научного анализа: как на миграционное поведение людей влияют те социальные группы, в состав которых они входят, референтные группы, на нормы которых они ориентируются, их индивидуальные предпочтения, личностные характеристики и установки [3].
Значительные трансформации в социальной структуре общества, продолжающиеся последние годы, вызвали изменение системы ценностей и потерю устойчивой социальной идентичности у миллионов людей. Основной определяющий признак кризиса украинского общества – «обесценивание человека в его культурно-историческом, ментальном образе, сущности, прерывание межпоколенных связей, разрушение этнических, моральных идеалов социальной жизни, идеалов культуры, религии, личности и гражданской этики, политических идеалов и т.п.» [3].
Л.Е. Орбан-Лембрик подчеркивает: «Проблема заключается в том, что значительному количеству людей в условиях нестабильности своего общества и процветания многих стран Запада чрезвычайно трудно определить, что, какие ценности считать приоритетными, как сопоставить ценности рынка и общечеловеческие моральные ценности – такие как порядочность, честность и др. В этнопсихологии такая ситуация определяется через понятие «культурный шок», который проявляется в непринятии непривычных норм и стандартов поведения, в ощущении дискомфорта от разницы между «их» и «нашей» культурой, чувстве растерянности в «чужом» мире» [3].
Такой кризис идентичности вынуждает личность адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, искать свое место в разных сферах жизнедеятельности. В этих непростых условиях переходного периода отмечается увеличение миграционных тенденций, особенно среди молодежи. Трудоустройство за границей в сознании многих молодых людей становится желанной целью. Можно предположить, что нечеткость, «размытость» социальной идентичности, неспособность определиться в отношении своих жизненных планов, ценностей, ориентиров, социально одобряемых позитивных образцов, способны влиять на возникновение и оформление миграционных установок молодежи как возможности достичь желаемого уровня жизни и самореализации.
Кризис идентичности проявляется в том, что значительно усложняется стремление личности отнести себя к конкретной социальной группе [1; 2; 4]. В поисках более широких возможностей для самореализации люди все чаще отказываются от групповой идентичности в пользу индивидуальной; пытаясь улучшить качество своей жизни, едут за границу, изменяя свое этническое окружение, даже отказываясь от уже приобретенного социального и профессионального статуса. Проблема заключается в том, что многие ценности, которые были воспитаны советским обществом, постепенно начали изменяться, поскольку, с одной стороны, новые социально-экономические условия требуют от человека таких качеств, как готовность к риску и личная ответственность за свои поступки, умение быстро приспосабливаться к экономической конъюнктуре, готовность упорно трудиться ради достижения благополучия и успеха. С другой стороны, ценности, которые в прошлом имели высокий ранг и соотносились с закрепленными в массовом сознании социально-психологическими стереотипами приоритета общественного (коллективного) над личным (индивидуальным) и самореализации личности в труде, сегодня молодежью отрицаются. Кризис традиционных ценностных ориентаций особенно ярко проявляется в сфере труда, в отношении к работе.
Так, в современных условиях не «срабатывают» коллективистические идеалы (все больше – индивидуалистические); стал непрестижным, «немодным» ряд профессий, которые раньше считались общественно-полезными; изменилось отношение к своей стране – если раньше жили по принципу «Я другой такой страны не знаю…», то сейчас молодежь стремится учиться, работать, а то и переехать на постоянное место проживания в другую страну. Поэтому, изучая ориентации современной украинской молодежи относительно обустройства своей жизни за границей, мы можем спрогнозировать ситуацию с рабочей силой в стране через определенный период времени.
Центр «Социальный мониторинг» и Украинский институт социальных исследований провели опрос «Ценностные ориентации населения 2008», на основе которого можно сделать вывод, что преобладают личные приоритеты, семья, друзья, жилищные условия, работа, собственное здоровье. Это важная тенденция, характеризующая изменения ценностных ориентаций молодежи, – преобладание индивидуализма, акцент на личных и семейных интересах; молодежь постепенно отказывается от коллективистического способа жизни. Если ранее такие ценности, как «уважение окружающих», «хорошие отношения в коллективе», «уважение других людей» занимали 2-3 места в иерархии ценностей, то сейчас – совершенно другая ситуация. Высоко ценится только то, что непосредственно связано с индивидом (друзья, знакомые, семья), а не с коллективом или обществом. Это говорит о том, что снижается значимость общества в жизни отдельного человека и повышается индивидуализм.
Осуществляются и определенные изменения в системе ценностей относительно работы. Для 92 % молодежи важной является «высокая оплата труда», для 79 % – «интересная работа» и лишь для 28 % – «общественная значимость работы», т.е. для большинства молодежи смысл жизни заключается в материальном благосостоянии. Также исследователи подчеркивают, что происходит отчуждение молодежи от национальной культуры, незнание и нежелание знать украинскую историю, искусство, литературу.
Анкетирование, проведенное среди старшеклассников херсонских общеобразовательных школ, показало, что достаточно большая часть выпускников школ с удовольствием поехала бы учиться, работать и даже жить за границу. 26,3 % опрошенных старшеклассников указали, что если бы у них была возможность навсегда уехать за границу, то они бы сделали это, 41 % – поехали бы на заработки, но обязательно вернулись бы в Украину. Только 8,2 % молодых людей остались бы в Украине при любых обстоятельствах. Причем на вопрос «Если условия и оплата работы будут одинаковыми в Украине и в другой стране?», около 40 % старшеклассников ответили, что поехали бы работать за границу.
В исследовании, которое было проведено нами среди студентов-выпускников херсонских вузов, использован метод анкетирования с целью выяснения жизненных планов, ориентиров, ценностей, возможностей профессиональной и личностной самореализации, возможных препятствий в достижении целей. Отдельный блок вопросов касался общей оценки и отношения студентов к социальным, политическим, культурным проблемам современной Украины. Кроме того, мы пытались выяснить вопрос относительно желаемости и вероятности трудоустройства за границей, какие виды работ и уровень их квалификации студенты считают для себя, с одной стороны, желательными, а с другой – доступными, что привлекает их в работе за границей, а какие моменты вызывают обеспокоенность. Чтобы получить возможность количественно оценить «миграционные установки», использована интервальная шкала, где ответы варьировались от «жить и работать планирую только в Украине» до «планирую работать за границей, уже сейчас готовлюсь к выезду».
Трансформационные процессы современного украинского общества вызывают кризисные явления в социальной идентификации молодежи, в определении своего места в жизни, основных жизненных ориентиров, целей, ценностей. Именно в этих условиях трудоустройство за границей становится желаемым способом поиска собственного пути самореализации. Наблюдается смещение системы ценностей с коллективистических на индивидуалистические, где развитие Отечества, общественно-полезный труд, патриотическое чувства превращаются в лозунги, которые будто бы внешне и поддерживаются, однако не являются движущей силой в реальных действиях.
К сожалению, мы вынуждены признать, что на сегодня Украина является донором рабочей силы для стран Европы, что имеет значительные негативные последствия как для государства в целом, так и для личности. Опасность заключается в том, что продолжительные, повторяющиеся поездки существенно повышают риск эмиграции, т.е. необратимой потери населения Украины.
|