Миграционные установки студентов Украины

Вследствие сложной экономической ситуации в Украине, значи­тельного дефицита рабочих мест на рынке труда продолжается выезд граждан Украины в страны близкого и дальнего зарубежья с целью тру­доустройства. Сезонное, временное трудоустройство за границей в не­простых экономических условиях переходного периода, к сожалению, стало способом выживания для многих украинских семей. Украинцы готовы ехать за границу без знания языка, права, квалификации, даже на нелегальную работу. В связи с этим проблема оптимизации межгосудар­ственной трудовой миграции является чрезвычайно острой для Ук­раины, при этом задача заключается в сведении к минимуму негативных последствий. Важной научной задачей является изучение факторов и механизмов, направленности современной трудовой эмиграции граждан Украины, решение проблем этнической самоидентификации, родного языка и национальной культуры, трансформации этнического самосоз­нания в процессе интеграции в иноэтнической среде, сохранение укра­инской субкультуры в условиях инокультурного окружения.  

Цель работы заключается в определении факторов формирования установок современной украинской молодежи относительно трудоуст­ройства за границей.  

Главной фундаментальной причиной стремления молодежи к само­реализации за границей считается отсутствие экономических альтерна­тив. При анализе проблемы трудовой миграции практически не обраща­ется внимания на социальные и психологические аспекты этого явления. Возникает необходимость научного анализа: как на миграционное пове­дение людей влияют те социальные группы, в состав которых они вхо­дят, референтные группы, на нормы которых они ориентируются, их индивидуальные предпочтения, личностные характеристики и уста­новки [3].  

Значительные трансформации в социальной структуре общества, продолжающиеся последние годы, вызвали изменение системы ценно­стей и потерю устойчивой социальной идентичности у миллионов лю­дей. Основной определяющий признак кризиса украинского общества – «обесценивание человека в его культурно-историческом, ментальном образе, сущности, прерывание межпоколенных связей, разрушение эт­нических, моральных идеалов социальной жизни, идеалов культуры, религии, личности и гражданской этики, политических идеалов и т.п.» [3].  

Л.Е. Орбан-Лембрик подчеркивает: «Проблема заключается в том, что значительному количеству людей в условиях нестабильности своего общества и процветания многих стран Запада чрезвычайно трудно опре­делить, что, какие ценности считать приоритетными, как сопоставить ценности рынка и общечеловеческие моральные ценности – такие как порядочность, честность и др. В этнопсихологии такая ситуация опреде­ляется через понятие «культурный шок», который проявляется в непри­нятии непривычных норм и стандартов поведения, в ощущении дис­комфорта от разницы между «их» и «нашей» культурой, чувстве расте­рянности в «чужом» мире» [3].  

Такой кризис идентичности вынуждает личность адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, искать свое место в разных сферах жизнедеятельности. В этих непростых условиях переходного периода отмечается увеличение миграционных тенденций, особенно среди молодежи. Трудоустройство за границей в сознании многих моло­дых людей становится желанной целью. Можно предположить, что не­четкость, «размытость» социальной идентичности, неспособность опре­делиться в отношении своих жизненных планов, ценностей, ориентиров, социально одобряемых позитивных образцов, способны влиять на воз­никновение и оформление миграционных установок молодежи как воз­можности достичь желаемого уровня жизни и самореализации.  

Кризис идентичности проявляется в том, что значительно усложня­ется стремление личности отнести себя к конкретной социальной группе [1; 2; 4]. В поисках более широких возможностей для самореализации люди все чаще отказываются от групповой идентичности в пользу инди­видуальной; пытаясь улучшить качество своей жизни, едут за границу, изменяя свое этническое окружение, даже отказываясь от уже приобре­тенного социального и профессионального статуса. Проблема заключа­ется в том, что многие ценности, которые были воспитаны советским обществом, постепенно начали изменяться, поскольку, с одной стороны, новые социально-экономические условия требуют от человека таких качеств, как готовность к риску и личная ответственность за свои по­ступки, умение быстро приспосабливаться к экономической конъюнк­туре, готовность упорно трудиться ради достижения благополучия и успеха. С другой стороны, ценности, которые в прошлом имели высокий ранг и соотносились с закрепленными в массовом сознании социально-психологическими стереотипами приоритета общественного (коллек­тивного) над личным (индивидуальным) и самореализации личности в труде, сегодня молодежью отрицаются. Кризис традиционных ценност­ных ориентаций особенно ярко проявляется в сфере труда, в отношении к работе.  

Так, в современных условиях не «срабатывают» коллективистиче­ские идеалы (все больше – индивидуалистические); стал непрестижным, «немодным» ряд профессий, которые раньше считались общественно-полезными; изменилось отношение к своей стране – если раньше жили по принципу «Я другой такой страны не знаю…», то сейчас молодежь стремится учиться, работать, а то и переехать на постоянное место про­живания в другую страну. Поэтому, изучая ориентации современной украинской молодежи относительно обустройства своей жизни за гра­ницей, мы можем спрогнозировать ситуацию с рабочей силой в стране через определенный период времени.  

Центр «Социальный мониторинг» и Украинский институт социаль­ных исследований провели опрос «Ценностные ориентации населения 2008», на основе которого можно сделать вывод, что преобладают лич­ные приоритеты, семья, друзья, жилищные условия, работа, собственное здоровье. Это важная тенденция, характеризующая изменения ценност­ных ориентаций молодежи, – преобладание индивидуализма, акцент на личных и семейных интересах; молодежь постепенно отказывается от коллективистического способа жизни. Если ранее такие ценности, как «уважение окружающих», «хорошие отношения в коллективе», «уваже­ние других людей» занимали 2-3 места в иерархии ценностей, то сейчас – совершенно другая ситуация. Высоко ценится только то, что непо­средственно связано с индивидом (друзья, знакомые, семья), а не с кол­лективом или обществом. Это говорит о том, что снижается значимость общества в жизни отдельного человека и повышается индивидуализм.  

Осуществляются и определенные изменения в системе ценностей относительно работы. Для 92 % молодежи важной является «высокая оплата труда», для 79 % – «интересная работа» и лишь для 28 % – «об­щественная значимость работы», т.е. для большинства молодежи смысл жизни заключается в материальном благосостоянии. Также исследова­тели подчеркивают, что происходит отчуждение молодежи от нацио­нальной культуры, незнание и нежелание знать украинскую историю, искусство, литературу.  

Анкетирование, проведенное среди старшеклассников херсон­ских общеобразовательных школ, показало, что достаточно большая часть выпускников школ с удовольствием поехала бы учиться, работать и даже жить за границу. 26,3 % опрошенных старшеклассников указали, что если бы у них была возможность навсегда уехать за границу, то они бы сделали это, 41 % – поехали бы на заработки, но обязательно верну­лись бы в Украину. Только 8,2 % молодых людей остались бы в Украине при любых обстоятельствах. Причем на вопрос «Если условия и оплата работы будут одинаковыми в Украине и в другой стране?», около 40 % старшеклассников ответили, что поехали бы работать за границу.  

В исследовании, которое было проведено нами среди студентов-вы­пускников херсонских вузов, использован метод анкетирования с целью выяснения жизненных планов, ориентиров, ценностей, возможностей профессиональной и личностной самореализации, возможных препятст­вий в достижении целей. Отдельный блок вопросов касался общей оценки и отношения студентов к социальным, политическим, культур­ным проблемам современной Украины. Кроме того, мы пытались выяс­нить вопрос относительно желаемости и вероятности трудоустройства за границей, какие виды работ и уровень их квалификации студенты считают для себя, с одной стороны, желательными, а с другой – доступ­ными, что привлекает их в работе за границей, а какие моменты вызы­вают обеспокоенность. Чтобы получить возможность количественно оценить «миграционные установки», использована интервальная шкала, где ответы варьировались от «жить и работать планирую только в Ук­раине» до «планирую работать за границей, уже сейчас готовлюсь к вы­езду».  

Трансформационные процессы современного украинского общества вызывают кризисные явления в социальной идентификации молодежи, в определении своего места в жизни, основных жизненных ориентиров, целей, ценностей. Именно в этих условиях трудоустройство за границей становится желаемым способом поиска собственного пути самореализа­ции. Наблюдается смещение системы ценностей с коллективистических на индивидуалистические, где развитие Отечества, общественно-полез­ный труд, патриотическое чувства превращаются в лозунги, которые будто бы внешне и поддерживаются, однако не являются движущей си­лой в реальных действиях.  

К сожалению, мы вынуждены признать, что на сегодня Украина яв­ляется донором рабочей силы для стран Европы, что имеет значитель­ные негативные последствия как для государства в целом, так и для личности. Опасность заключается в том, что продолжительные, повто­ряющиеся поездки существенно повышают риск эмиграции, т.е. необра­тимой потери населения Украины. 

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.07.2018)
Просмотров: 138 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar