Общие тенденции мирового образовательного процесса свидетельствуют о всеобщей интеграции и консолидации знаний, а также – о поиске и разработке новых форм образовательного процесса, который наиболее гибко учитывает возможности обучаемых. Естественно, что для каждого учреждения образования большое значение играют вопросы организации и построения учебного процесса, интеграции всех участников, а также поддержка полного цикла обучения. В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется переход к многоступенчатой системе в сфере высшего образования, в рамках которой ведется подготовка специалистов в магистратуре по различным профилям. Следует отметить, что работа с магистрантами существенно отличается от работы со студенческой аудиторией. Это касается различных аспектов: организация учебных занятий, специфика различных профилей обучаемых, формы контроля, виды взаимодействия обучаемых в рамках учебного процесса, требования к промежуточным и итоговым формам контроля и т.д.
Моделирование бизнес-процессов для поддержки учебного процесса в магистратуре является необходимым звеном в рамках построения общей информационной структуры университета. Кроме того, разработка и интеграция соответствующих бизнес-процессов должно способствовать автоматизации не только учебного процесса как такового, но и взаимодействия с внешними, по отношению к магистратуре, учебными структурами.
Компьютерная система управления ВУЗом как инструмент менеджмента качества. Для эффективного управления вузом целесообразно разработать компьютерную модель системы менеджмента качества с использованием современных информационных технологий, использующих, например, средства структурного анализа (методологии IDEFО, IDEF3, DFD, IDEF1X, ERD и др.) [6, 7, 8, 9]. Это позволит решить следующие задачи автоматизации деятельности вуза:
измерение и мониторинг процессов;
управление документацией (электронный документооборот);
планирование, регистрация и управление результатами внутреннего аудита;
регистрация несоответствий и претензий, а также соответствующих корректирующих и предупреждающих действий;
организация поддержки инфраструктуры, научно-производственной среды и внешних взаимодействий;
статистическая обработка полученных данных, предоставление их в текстовом и графическом виде.
Управление качеством учебного процесса в вузе должно быть основано на следующих основных выводах, полученных на основе анализа ситуации, сложившейся в сфере высшего образования.
Во-первых, современные вузы действуют в непрерывно-развивающейся конкурентной среде, что связано с недостаточной сформированностью рынка труда и ресурсов образовательной сферы при реальном сокращении потребителей образовательных услуг. Во-вторых, повышение конкурентоспособности вузов связано с их способностью удовлетворять требования потребителей и предварять возможные их запросы в будущем. В-третьих, качество образования связано с общим развитием и улучшением научно-образовательного и производственного потенциала вузов, особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.
Управление качеством в вузе должно быть основано на квалиметрическом подходе, который должен быть обеспечен средствами оценки и моделирования. Все процессы, происходящие в вузе, следует формально описать, и должна существовать возможность оперативного оценивания качества реализации процессов всех типов. Таким образом, именно процессный подход должен быть положен в основу концепции создания системы управления качеством [10, 11].
Лица, принимающие решение (ЛПР) на всех уровнях в вузе, должны иметь возможность оперативного доступа к информации о процессах, происходящих в нем [12]. Необходимо обеспечить проектный подход к развитию вуза. Соответствующая система поддержки решений должна обеспечивать для ЛПР диалог сценария «Что-Если».
Итак, средой для развития системы управления качеством может стать только интегрированная информационная система вуза, внедрение которой позволит решить весь комплекс рассмотренных проблем вузовского выживания и развития.
Общие подходы к моделированию бизнес-процессов. Целесообразно различать три уровня агрегирования, на которых объединенные бизнес-процессы имеют одинаковые характеристики.
Вид деятельности представляет собой более высокий уровень агрегирования бизнес-процессов по сравнению с функциональным уровнем. Таким образом, это устойчивый набор разнотипных функций, обеспечивающий выполнение определенных целей организации в целом.
Отдельные взаимосвязанные и однородные процессы формируют специализированную бизнес-функцию, ключевой характеристикой которой можно считать однотипность, которая определяется направленностью бизнес-процессов на одинаковые ценности.
На самом нижнем уровне находится отдельно взятый процесс рассматриваемой предметной области.
Вид деятельности представляет собой более высокий уровень агрегирования бизнес-процессов по сравнению с функциональным уровнем. По сути, это устойчивый набор разнотипных функций, обеспечивающий выполнение определенных целей организации в целом. Так, для современного вуза можно выделить следующие виды деятельностей: образовательная, научно-исследовательская, управленческая, общественная, коммерческая и обеспечивающая. Все они включают разные функции, разные наборы бизнес-процессов, направленных соответственно на достижение разных целей.
Образовательная деятельность объединяет 6 основных бизнес-функций: прием на обучение, обучение студентов по основным образовательным программам, обучение слушателей на учебных курсах, проведение итоговых аттестационных испытаний, совершенствование образовательных программ и руководство образовательной деятельностью.
Бизнес-функция «Обучение студентов по основной образовательной программе» включает пять бизнес-процессов, которые создают ценности для студентов при подготовке по конкретной образовательной программе, включающей в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом определенный набор учебных дисциплин гуманитарного, общенаучного, математического и специального циклов, прохождение практики и проведение промежуточной аттестации.
Таким образом, рассматривая далее поочередно указанные бизнес-функции и занимаясь детализацией бизнес-процессов, можно получить соответствующую картину для конкретного вуза. Стоит, однако, заметить, что данный сценарий подходит больше для вузов, управление в которых осуществляется централизованно. В последнее время намечаются тенденции децентрализации в управленческой деятельности вузов и перенос акцентов в управлении на структурные подразделения, в частности, на факультеты. В связи с чем, рассмотрение конкретных бизнес функций и, далее, соответствующих бизнес-процессов, зависит уже от организации деятельности на конкретном факультете.
Следует заметить, что, несмотря на отсутствие общей модели для управления бизнес-процессами вуза, в отдельных его подразделениях внедрены и внедряются различные системы и программное обеспечение, способствующие оптимизации деятельности подразделения и сокращению времени на те, или иные организационные процессы. Однако до сих пор в вузах существуют проблемы, связанные с расчетом нагрузки кафедр и факультетов, распределением и перераспределением нагрузки между преподавателями; составлением расписаний, оперативным оповещением, организацией дистанционного обучения и т.д. Хотя для решения возникающих проблем уже широко используются соответствующие собственные разработки или же типовые решения.
Отметим, что в настоящее время на рынке информационных систем существует множество разработок, правда, в основном, российских, применяемых при автоматизации экономических процессов в вузе. Это отдельные программные решения фирм «1С», «Галактика», «Парус», авторские разработки индивидуальных частных предпринимателей, сотрудников отделов информационных технологий вуза и т.д. При этом часто встречаются ситуации, когда на различных участках управленческого и финансового учета в вузе функционируют разные разработки, используются разные информационные технологии разных производителей и программистов. Это обусловливается общим состоянием развития информационных систем в вузах, которые, в основном, пока еще далеки от идей единой интегрированной технологической платформы для использования в вузе.
|