характеристика системы налогообложения сельского хозяйства

Начиная с 1991 г. предприятия аграрного сектора Беларуси являются объектом общего налогового регулирования, хотя и с некоторыми исключениями. Сельскохозяйственные предприятия, как и все другие, обязаны выплачивать все существующие налоги и сборы.  

Предприятие приобретает статус сельскохозяйственного, когда доля сельскохозяйственной продукции в выпуске равняется или превышает 50%. Однако для целей налогообложения деятельность сельскохозяйственных предприятий делится на две части: производство сельскохозяйственной продукции (кроме цветов и декоративных растений) и производство несельскохозяйственной продукции. Производство последней облагается точно такими же налогами, как и производство продукции в других отраслях экономики. Льготным налогообложением сельскохозяйственные предприятия пользуются в том объеме, в каком производят сельскохозяйственную продукцию [28].  

Сельскохозяйственные предприятия в Беларуси уплачивают около 20 различных налогов и сборов. Одна из возможных их классификаций представлена ниже:  

Налоги, включаемые в отпускную цену продукции, работ и услуг:  

- Платежи в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Данные платежи выплачиваются только за несельскохозяйственную продукцию;  

- Налог с продаж автомобильного топлива. 50% суммы уплаченного налога впоследствии возвращается сельскохозяйственным предприятиям из Республиканского дорожного фонда;  

- Акцизы. Уплачиваются в обычном порядке;  

- Налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды. Данный налог уплачиваются только за несельскохозяйственную продукцию;  

- НДС. На несельскохозяйственную продукцию НДС начисляется по ставке 18%. В случае с сельскохозяйственной продукцией, предприятия рассчитывают НДС по ставке 9%, но не перечисляют его в бюджет, а оставляют у себя, с правом использования исключительно на развитие производства [1].  

Налоги, включаемые в себестоимость:  

- Чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Базой данного налога является фонд заработной платы, но производство сельскохозяйственной продукции им также не облагается. Услуги социально-культурных предприятий, учреждений и организаций, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий, данным налогом не облагаются;  

- Земельный налог. Данный налог не уплачивают только фермеры в первые три года работы;  

- Налог за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов (экологический налог). Налогом облагается добыча природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Добыча воды для сельскохозяйственно-питьевых и противопожарных нужд налогом не облагается [1].  

Налоги, уплачиваемые из фонда оплаты труда:  

- Подоходный налог с физических лиц. До середины 1998 г. данный налог для колхозов рассчитывался по минимальной ставке 9% и уплачивался из фонда оплаты всех работников. Таким образом, высокие заработные платы руководителей колхозов облагались подоходным налогом по неоправданно низкой ставке. В настоящее время порядок расчета и уплаты подоходного налога работниками сельскохозяйственных предприятий ничем не отличается от обычного;  

- Отчисления в Фонд социальной защиты населения и Фонд занятости.  

Налоги, уплачиваемые из прибыли:  

- Налог на недвижимость. Базой данного налога является стоимость основных фондов сельскохозяйственного предприятия. Основные фонды, напрямую используемые для производства продукции сельского хозяйства освобождаются от обложения налогом. Все другие основные фонды, включая здания, сооружения, машины, оборудование и т. д. облагаются данным налогом по ставке 1% от балансовой стоимости этих объектов, так же, как и в других отраслях экономики;  

- Налог на прибыль и доходы юридических лиц. Налог на доходы юридических лиц уплачивается сельскохозяйственными предприятиями в обычном порядке. Не облагается налогом прибыль, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции;  

- Налог на приобретение автотранспортных средств. Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты данного налога;  

- Местные налоги и сборы. Ставки этих платежей зависят от решений местных органов власти. Некоторые местные налоги и сборы включаются в выручку от реализации;  

- Налог за использование природных ресурсов сверх установленных лимитов [1].  

Единый сельскохозяйственный налог  

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН) был введен в 1999 г. декретом президента № 27. Любое сельскохозяйственное предприятие имеет право перейти на уплату ЕСН, если доля сельскохозяйственной продукции в предыдущем году в общем объеме выпуска была не менее 70%.  

Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя белорусские сельскохозяйственные предприятия уплачивают большое количество различных налогов и сборов, которые зачастую довольно сложно рассчитать, налоговые льготы для них являются значительными.  v

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar