Институт инвестиционного договора

Институт инвестиционного договора

Институт инвестиционного договора с государством введен в отечественную систему права ИК Республики Беларусь. Более детально процедуру заключения инвестиционного договора регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10) [40]. В развитие данного нормативного правового акта разработано Положение о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее – Положение № 1449) [51]. В приложении к Положению № 1449 содержится примерная форма инвестиционного договора. Эти документы направлены на повышение привлекательности осуществления инвестиционной деятельности через заключение с государством инвестиционного договора. В результате в Республике Беларусь участились предложения о заключении данных договоров со стороны как национальных, так и иностранных инвесторов [67].  

В п. 3 Положения № 1449 дается легальное определение инвестиционного договора. Под инвестиционным договором с Республикой Беларусь понимается договор, заключаемый с инвестором на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров Республики Беларусь. При этом высказывается точка зрения, что «исходя из определения инвестиционного договора, данного в Декрете № 10, не может быть иного договора, кроме договора, заключенного между инвестором и Республикой Беларусь» [31]. На наш взгляд, такое сужение сферы применения инвестиционного договора в современных макроэкономических условиях является неоправданным и необоснованным. Действительно, данный договор, заключаемый с Республикой Беларусь, имеет свою специфику, связанную с возможностью государства как публичного субъекта и суверена предоставить инвестору определенные льготы и гарантии, в том числе таможенные, налоговые, что в принципе невозможно при заключении инвестиционных договоров между субъектами хозяйствования. Однако это вовсе не означает, что прерогатива заключения инвестиционных договоров принадлежит государству [5].  

Целью инвестиционного договора (в соответствии с п. 2 Положения № 1449) может быть реализация инвестиционных проектов, включая: создание и развитие на территории Республики Беларусь организаций с участием инвестора, имеющего стратегическое значение; приобретение инвестором объектов, находящихся в государственной собственности, в том числе в процессе приватизации.  

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуализирующими признаками инвестиционного договора являются субъекты договора и цель договора. При этом необходимо отметить, что цель инвестиционного договора, сформулированная в Положении № 1449, принципиально отличается от цели, указанной в ст. 44 ИК Республики Беларусь и, по нашему мнению, не тождественна и целям, декларируемым в Декрете № 10 [16].  

В инвестиционном договоре определяются: объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь, сторон инвестиционного договора; ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов.  

В этой части Декрет № 10 существенно изменил правовое регулирование вопроса субъектного круга участников инвестиционного договора, поскольку в настоящее время ИК Республики Беларусь предусматривает, что сторонами в инвестиционном договоре выступают инвесторы и Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь). Местные органы власти в качестве органов, имеющих право заключать от имени Республики Беларусь инвестиционные договоры, данным кодексом не предусмотрены. В этой связи надо сказать, что положения Декрета № 10 по данному вопросу основаны на имевшей место реальной практике заключения инвестиционных договоров [12].  

В соответствии с вышеуказанным декретом, инвестор, с которым заключается инвестиционный договор, имеет право на:  

-          строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;  

-          предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.  

Кроме того, инвесторы освобождаются от:  

-          перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;  

-          возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;  

-          уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;  

-          уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь [12].  

Как устанавливается в п. 3 Положения № 1449, в случае заключения инвестиционного договора с иностранным инвестором права и льготы, установленные п. 2 Декрета № 10, предоставляются организации, созданной в установленном порядке в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием. Данное положение ограничивает нормы Декрета № 10, в соответствии с которыми льготы получают «инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта». То есть  Совет Министров Республики Беларусь нормативным правовым актом меньшей, по сравнению с декретом, юридической силы фактически лишил права на льготы сами организации инвесторов-нерезидентов, ограничив права возможностью предоставления льгот только для организаций-резидентов Республики Беларусь. Кроме правовой некорректности данного ограничения можно говорить и о практической нецелесообразности такого подхода, т.к. фактическое понуждение инвестора к созданию отдельной «операционной» компании на территории республики никак не может рассматриваться как фактор, стимулирующий приток прямых иностранных инвестиций.  

В соответствии с п. 20 Положения № 1449 инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке в количестве экземпляров по числу сторон инвестиционного договора (что полностью дублирует соответствующую норму Декрета № 10). Норма о «исключительно национальных» языках договора вряд ли должна оцениваться положительно. Мировая практика построения договорных отношений построена как раз на иных принципах, когда важные документы подписываются на языках стран, в которых находятся участники договора [16].  

Одна из новелл Декрета № 10 – предоставление инвесторам возможности приобретения, в том числе в процессе приватизации, объектов, находящихся в государственной собственности [27]. Принципиальным отличием от ранее действовавших правил заключения инвестиционных договоров является отказ от такого критерия для инвестиционных проектов, как минимальный размер вклада инвестора. Ранее предусматривалось, что инвестиционный договор заключается в целях оказания государственной поддержки инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики Республики Беларусь вопросам. При этом размер вклада национальных и (или) иностранных инвесторов в такой инвестиционный проект должен был составлять сумму, эквивалентную не менее 5 млн. долл. США. В настоящее время такие требования отсутствуют [12].  

Декрет № 10 внес некоторые изменения в перечень обязательных условий инвестиционного договора, закрепленный в части 1 статьи 46 ИК Республики Беларусь. В частности, подпунктом 1.4 пункта 1 Декрета № 10 предусмотрено, что в инвестиционном договоре должны быть определены сроки вложения инвестиций и порядок внесения изменений в договор. Кроме этого, установлено, что в качестве органа, рассматривающего спор, вытекающий из инвестиционного договора, может быть определен суд иностранного государства или арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, но только если инвестором является иностранное физическое или юридическое лицо и международным договором такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.  

Представляется, что издание Декрета № 10 можно расценивать как шаг вперед в повышении интереса иностранных инвесторов к Республике Беларусь. Документ позволил ускорить реализацию проектов, осуществляемых в соответствии с инвестиционными договорами, и снизить финансовые затраты на это. Вместе с этим для инвестора важен не столько набор льгот, предоставляемых в рамках конкретного проекта, сколько наличие эффективной и стабильной правовой базы для его осуществления. Таким образом, Декрет № 10 заслуживает положительной оценки и потому, что он четко закрепляет условия работы в рамках любого инвестиционного договора и этим обеспечивает прозрачность данных условий. Однако большинство иностранных инвесторов начинают вложение инвестиций с относительно небольших объемов и, следовательно, реализуют проекты, не заключая с государством инвестиционного договора. Таких бизнесменов Декрет № 10 не касается, поэтому о кардинальном улучшении положения иностранного инвестора в Республике Беларусь говорить, безусловно, не приходится [67].  

Иностранные инвесторы могут получить существенные льготы при осуществлении деятельности в свободных экономических зонах. Основным нормативным  правовым документом о свободных экономических зонах в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах» [39]. Данный закон можно считать одним из первых в стране правовых актов, реально стимулирующих научно-техническую, технологическую и инновационную деятельность в границах СЭЗ [2-А, с. 161].  

Свободная экономическая зона (далее – СЭЗ) в соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона представляет собой часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В Беларуси созданы следующие СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест».  

Льготный правовой режим СЭЗ распространяется на лиц, включая иностранных инвесторов, получивших статус резидента СЭЗ. Регистрация резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, ее порядок регулируется в основном положением о СЭЗ. Например, таким нормативным правовым актом является Положение о СЭЗ «Брест», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2006 г. № 1481 [49].  

Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории Республики Беларусь» [36] предусматривает некоторые особенности в области таможенного регулирования (п. 1.7 – 1.9), а именно товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз товаров по основаниям экономического характера, если такие товары отвечают одновременно следующим условиям:  

-          признаны происходящими с территории Республики Беларусь согласно законодательству;  

-          являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ либо продукцией, изготовленной непосредственно резидентами СЭЗ из материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, принятых на давальческих условиях, с использованием работ (услуг) собственного производства;  

-          относятся к импортозамещающим товарам в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.  

В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [35], которым утверждены  Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Согласно этому положению, государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом). Банки и небанковские кредитно-финансовые организации с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Национальным банком Республики Беларусь. Страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Министерством юстиции Республики Беларусь.  

В целях совершенствования организационных форм работы с иностранными и национальными инвесторами и дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» [38] был введен новый механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Такой статус уже предоставлен 9 компаниям (инвестиционная компания «Юнитер», иностранное общество с ограниченной ответственностью «Эрнст энд Янг», компания «КПМГ» и др.) [62].  

Порядок предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь (инвестиционные агенты), а также порядок их взаимодействия по данным вопросам с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными (Минским городским) исполнительными комитетами  определяется Положением о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448 (далее – Положение № 1448) [29].  

В соответствии с п. 3 Положения № 1448 полномочия инвестиционного агента могут быть предоставлены:  

-          резидентам Республики Беларусь – зарегистрированным в установленном порядке юридическим лицам и физическим лицам в качестве индивидуальных предпринимателей;  

-          нерезидентам Республики Беларусь – юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь через создание дочерней организации или представительства, физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;  

-          в отдельных случаях по решению Совета Министров Республики Беларусь полномочия инвестиционного агента могут быть предоставлены иностранным физическим лицам без их регистрации в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь (п. 4 Положения № 1448).  

Полномочия инвестиционного агента могут быть прекращены по решению Совета Министров Республики Беларусь в сроки, указанные в этом решении:  

-          при исполнении инвестиционным агентом своих обязательств по договору;  

-          в случае окончания срока действия договора;  

-          при ликвидации инвестиционного агента –  юридического лица или индивидуального предпринимателя, смерти инвестиционного агента – физического лица;  

-          по соглашению сторон (по инициативе одной из сторон), в том числе по инициативе Республики Беларусь при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором своих обязательств по договору [3-А, с. 142].  

Кроме того, в целях развития предпринимательства принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [37], который предусматривает оказание государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе.  

Одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 год является разработка Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Акцент в ней, прежде всего, будет сделан на проработку тех элементов инвестиционного климата, по которым республика, по мнению международных организаций, ухудшила свои позиции.  

В Стратегии будет представлен анализ конкурентного положения ведущих отраслей, потенциально привлекательных для инвестирования, проведен анализ каждой отрасли в разрезе текущего состояния ведущих предприятий и перспектив развития. Результатом  разработки и реализации данной стратегии станет четкое определение условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов [62].  

Таким образом, важное место в регулировании иностранных инвестиций занимает Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», которым  определен порядок заключения инвестиционных договоров, примерная форма инвестиционного договора, а также  права инвесторов и льготы. Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах» и Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2009 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории Республики Беларусь» устанавливается льготный правовой режим для лиц, включая иностранных инвесторов, получивших статус резидента СЭЗ. Порядок регистрации и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется  Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», а Указом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г.  № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» был введен новый механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты, которые  будут представлять нашу страну за рубежом, содействуя привлечению капиталов для реализации инвестиционных проектов в Беларуси.  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.17.2018)
Просмотров: 145 | Теги: Институт инвестиционного договора | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar