Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции – очень динамичная область правового регулирования. Исследуя законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях, следует в первую очередь обратиться к нормам, закрепленным в основном законе нашего государства – Конституции Республики Беларусь [24]. Так, в ст. 11 вышеуказанного нормативного акта закреплен национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанностями наравне с гражданами Республики Беларусь. Важным в регулировании иностранных инвестиций является также норма, закрепленная в ст. 13 Конституции Республики Беларусь: «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности». Конституция Республики Беларусь закрепляет компетенцию высших органов власти и управления по правовому регулированию иностранных инвестиций путем осуществления на территории Республики Беларусь бюджетно-финансового, налогового, кредитного, валютного регулирования (ст. 132).  

К общим нормативным правовым актам, которые регулируют экономическую деятельность в целом и инвестиционную в частности, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь [9], Налоговый кодекс Республики Беларусь [33], Банковский кодекс Республики Беларусь [6] и другие. К примеру, Банковским кодексом в главе 11 закреплен порядок государственной регистрации банков с иностранными инвестициями.  

Основным специальным нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, на сегодняшний день, является принятый 22 июня 2001 г. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – ИК Республики Беларусь), вступивший в силу с 9 октября 2001 г. [15]. Он представляет собой комплексный законодательный акт, регулирующий инвестиционную деятельность на территории Республики Беларусь. В связи с принятием этого базового документа признаны утратившими силу Законы «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от  29 мая 1991 г. и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г. Теперь их положения, отведённые регулированию инвестиционной деятельности зарубежных юридических и физических лиц, объединены в разделе 4 ИК Республики Беларусь.  

Данный кодекс определяет общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Он направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь на принципах рыночной экономики и создания экономических условий для реализации суверенитета республики. Следует заметить, что Республика Беларусь – единственная страна среди государств-членов СНГ, принявшая такой нормативный правовой акт.  

Ст. 1 ИК Республики Беларусь содержит понятие инвестиций, под которыми понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.  

Само понятие «иностранные инвестиции» в ИК Республики Беларусь не закреплено, поскольку данное понятие является достаточно новым для юридической науки, а его содержание находится в состоянии постоянного развития и обновления за счет возника­ющих в хозяйственной практике новых форм и способов инвестиционной деятельности. Так, большинство авторов при определении понятия «иностранные инвестиции» приходят к выводу о том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в предпринимательскую деятельность на территории другой страны. Подобного мнения придерживаются российские ученые Богатырев А.Г., Богуславский М.М., Вознесенская Н.Н. При этом, как отмечает Силкин В.В., зарубежным ученым зачастую свойственно определение инвестиций через перечисление любых возможных видов и форм их осуществления [17, с. 40].  

В отличие от понятия «иностранные инвестиции», ИК Республики Беларусь в ст. 3 четко определил лиц, которые признаются в Республике Беларусь иностранными инвесторами: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации, иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, иностранные граждане, физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.  

Указанные в ст. 3 ИК Республики Беларусь лица вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность с любым объемом иностранных инвестиций и в любых формах, определенных ст. 5 данного нормативного правового акта, а именно: создание юридического лица; приобретение имущества или имущественных прав – доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств. Следует отметить, что формы инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, предусмотренные в ИК Республики Беларусь, достаточно традиционны для нашей правовой системы, за исключением концессии, которой долгое время не было в отечественном законодательстве.  

 Под иностранными инвестициями в форме концессии понимают договор, заключаемый Республикой Беларусь с иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны деятельности, на которую распространяется исклю­чительное право государства, либо права пользования имуществом, которое находится только в собственности государства (например, недрами, водами, лесами, землей и т. д.) [28, с. 133].  

Для Беларуси концессия важна с учетом объектов иностранных инвестиций прежде всего в связи с тем, что в стране много объектов, которые могут находиться в собственности государства, а также видов исключительной деятельности государства. Однако пока, как известно, Беларусь не заключила ни одного такого договора, хотя Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 44 «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию» [47] определены 4 объекта для передачи в концессию. Здесь, возможно, причин несколько, однако одна из них, как представляется, – это недостаточное правовое регулирование. В связи с этим следует, вероятно, согласиться с экспертным мнением о том,  что нормы, регулирующие концессии, лучше исключить из ИК Республики Беларусь и принять четкий, ясный, сбалансированный закон о концессиях. Сегодня это тем более важно с учетом того, что необходимо расширять как перечень объектов концессии, так и сторон договора [63].  

Важным также является закрепление в ИК правового режима иностранных инвестиций, который является минимальным стандартом условий деятельности иностранного инвестора на территории государства. Согласно ст. 79 ИК Республики Беларусь правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь. Однако правила национального режима не действуют для иностранных инвесторов в сферах обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь, а также изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь (ст. 78 ИК Республики Беларусь).  

Поскольку осуществление инвестиций связано с определенным риском для инвестора, в целях его минимизации всегда стоит вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным инвесторам, устанавливаемых как внутренним законодательством, так и международными договорами. Таким образом, инвестор вправе привлекать других юридических и физических лиц к осуществлению инвестиционной деятельности, может использовать свое имущество для обеспечения обязательств, а также приобретать необходимое ему имущество, беспрепятственно перевести за пределы Республики Беларусь доходы от инвестиционной деятельности.  

Взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются наряду с законодательством Республики Беларусь и договорами (контрактами). Их заключение, выбор партнеров, определение обязательств и других условий, не противоречащих законодательству, является компетенцией самих субъектов. Вмешательство в эту сферу государственных органов и должностных лиц вне пределов своей компетенции не допускается.  

ИК Республики Беларусь гарантируется стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению (ст. 9). Предоставляя данную гарантию, наше государство берет на себя обязательство не вводить в действие правовых норм, ухудшающих инвестиционный режим по сравнению с состоянием на момент начала осуществления иностранных инвестиций.  

ИК Республики Беларусь  также предусмотрена гарантия возмещения убытков от незаконного действия (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь (ст. 13). В отношении возмещения убытков от данных действий определен принцип полного возмещения вреда, включая упущенную выгоду (ст. 14, 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Государство гарантирует защиту иностранных инвестиций независимо от формы собственности. В частности, инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы либо подвергнуты иным мерам, равным этому по последствиям. Применение указанных мер возможно только с полным возмещением инвестору всех убытков и лишь на основании закона.  

Основными формами осуществления иностранных инвестиций  являются создание коммерческой организации с иностранными инвестициями (далее – КОИС). Глава 15 ИК Республики Беларусь предусматривает особенности создания КОИС, а именно закрепляет понятие КОИС, порядок создания и государственной регистрации, порядок формирования уставного фонда, продления сроков  его формирования, а также ликвидацию и реорганизацию КОИС и др.  

Выделение ИК Республики Беларусь КОИС не означает возникновения новой организационно-правовой формы юридического лица в праве Республики Беларусь. Данные организации создаются в определенных организационно-правовых формах и, следовательно, не представляют собой отдельной организационно-правовой формы.  

Под КОИС понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции (ст. 80 ИК Республики Беларусь). Данные организации можно рассматривать как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.  

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь, а коммерческой иностранной организацией является белорусское юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %  [61, с. 119]. Следует отметить, что КОИС – это юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 тыс. долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.  

Петрешкевич Е.Н. и  Барбьери М. считают, что данный порог уже устарел для экономики Беларуси, которая в докризисный период показывала высокий экономический рост, и воспринимается бесполезным и необоснованным [48, с. 88]. Разделяя эту точку зрения, следует отметить, что отмена объема иностранных инвестиций может обеспечить, на наш взгляд, доступ в экономику Республики Беларусь иностранных инвесторов, не обладающих в полной мере данной суммой, но желающих поддержать субъектов малого бизнеса в нашей стране [1-А, с. 180].  

По прошествии 10 лет действия ИК Республики Беларусь встает вопрос: нужен ли данный кодекс и нужно ли его реформировать? Ведь на самом деле есть целый ряд стран, в которых инвестиционных кодексов нет, в том числе и Российская Федерация, а уровень привлечения инвестиций гораздо выше, чем в Беларуси. По этому вопросу были высказаны следующие точки зрения:  

на самом деле можно обойтись без инвестиционного кодекса, потому что состояние инвестиционного климата определяется не столько инвестиционным кодексом, сколько другим законодательством (гражданским, налоговым, таможенным, о внешнеэкономической деятельности, трудовым, валютным и др.). Однако если инвестиционный кодекс существует, то отказываться от него не следует, поскольку уже само по себе наличие кодифицированного акта по инвестиционной деятельности – показатель для инвесторов;  

инвестиционный кодекс должен содержать только определенные (скорее всего, рамочные) условия для инвестиционной деятельности, и в него не должны включаться нормы, относящиеся к другим отраслям (налоговое, таможенное законодательство, законы о статусе субъектов хозяйствования и т.д.);  

нормы инвестиционного кодекса должны, конечно же, учитывать специфику страны, однако существуют проверенные временем и мировой практикой положения, которые должны учитываться, в том числе и по структуре и содержанию инвестиционным кодексом [63].  

Разработчиками в лице Министерства экономики Республики Беларусь по поручению Главы государства Республики Беларусь, а также с учетом необходимости приведения норм действующего ИК Республики Беларусь в соответствие с принятыми за последние годы законодательными актами в области инвестиционной и предпринимательской деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10», Налоговый кодекс Республики Беларусь и др.) подготовлена новая редакция инвестиционного кодекса (далее – проект).  

Проектом определены термины, не установленные до настоящего времени в белорусском инвестиционном законодательстве:  

прямые инвестиции – вложение инвестиций, имеющее основной целью приобретение не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Республики Беларусь: взносы в акционерный и приравненный к нему капитал (в том числе в товарной форме), кредиты, займы инвестора (в том числе в товарной форме), независимо от срока предоставления;  

реинвестиции – вложение прибыли (дохода) инвестора (иностранного инвестора), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, в объекты инвестиционной деятельности;  

субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы (иностранные инвесторы), коммерческие организации, в установленном порядке созданные в Республике Беларусь инвестором (иностранным инвестором) либо с его участием и осуществляющие реализацию инвестиционного проекта, а также физические и юридические лица, участвующие в реализации инвестиционного проекта (поставщики, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также банки, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды, биржи);  

иностранный инвестор – иностранные физические и (или) юридические лица и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные государства в лице уполномоченных органов и международные организации.  

Новшеством проекта являются также способы осуществления инвестиционной деятельности. К таковым отнесены:  

-          вложение инвестиций в объекты инвестиционной деятельности;  

-          создание коммерческой организации, в т.ч. с иностранными инвестициями, для осуществления инвестиционной деятельности;  

-          приобретение объектов недвижимости, в т.ч. предприятия как имущественного комплекса, за исключением объектов недвижимости, предназначенных для личного пользования;  

-          приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;  

-          концессия.  

В связи с этим, предлагается из действующей редакции ИК Республики Беларусь исключить часть 1 ст. 5, определяющую формы инвестиционной деятельности. Также проектом предложены к исключению ст. 8 (формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности), глава 4 (цель, источники и виды государственной поддержки инвестиционной деятельности), ст. 21 – 43 (критерии оценки инвестиционных проектов), чч. 2 и 3 ст. 47, главы 11 – 13, ч. 4 ст. 77, ст. 79 – 94, главы 16 – 18 ИК Республики Беларусь.  

Исключены нормы, устаревшие и не несущие правовой нагрузки по вопросам предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь под привлекаемые иностранные кредиты и кредиты банков Республики Беларусь, предоставления централизованных инвестиционных ресурсов, проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Отдельно проектом установлены условия по заключению договоров на реализацию инвестиционных проектов (инвестиционных договоров).  

В целом хотелось бы отметить положительные отзывы на проект практиков, применяющих нормы инвестиционного законодательства. Рассчитываем, что новая редакция инвестиционного кодекса повлияет на динамику поступления в нашу страну инвестиционных потоков в сторону их значительного увеличения.  

Следует также обратить внимание на предложения Петрешкевича Е.Н. по поводу совершенствования инвестиционного законодательства с целью обеспечения прозрачного и гибкого  правового поля, соответствующего международным стандартам, для притока эффективных иностранных инвестиций:  

-          изменение минимального объема вложений иностранного капитала в компании с иностранными инвестициями;  

-          предоставление  возможности иностранным компаниям открывать отделения на территории Беларуси с введением соответствующего положения в ИК Республики Беларусь;  

-          отказ от введения перечня прав и обязанностей в ИК Республики Беларусь, так как принятие данного перечня рискованно из-за роста числа судебных разбирательств, снижения предсказуемости и привлекательности инвестиционного климата;  

-          уточнение формулировки по ответственности иностранных инвесторов в области охраны окружающей среды в ИК Республики Беларусь [48,c. 94].  

Таким образом, основным законодательным актом на сегодняшний день, регулирующим правовое положение иностранных инвестиций в нашей стране, является ИК Республики Беларусь. Следует заметить, что Республика Беларусь единственная страна среди государств – членов СНГ, принявшая такой нормативный правовой акт. Данным кодексом закреплено понятие инвестиций, указаны лица, которые могут выступать иностранными инвесторами, предусмотрены гарантии прав инвесторов и защита инвестиций, определен правовой режим иностранных инвестиций, ограничения деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, понятие и виды КОИС, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Однако по истечении 10 лет и этот нормативный правовой документ требует пересмотра некоторых положений с учетом развития экономики страны, и в настоящее время разработчиками в лице Министерства экономики Республики Беларусь по поручению Главы государства Республики Беларусь подготовлена новая редакция ИК Республики Беларусь, где будут учтены все пробелы относительно регулирования иностранных инвестиций.  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.17.2018)
Просмотров: 141 | Теги: иностранные инвестиции | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar