экономика союзного государства
В соответствии с Договором о создании Союзного государства одной из целей Союзного государства является формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников.
Экономики двух наших стран исторически взаимосвязаны и взаимозависимы.
Основными направлениями экономического сотрудничества в рамках Союзного государства являются: проведение согласованной макроэкономической политики; объединение транспортных, энергетических систем, создание общего рынка услуг связи; проведение единой структурной промышленной политики,; проведение единой аграрной политики; развитие торговых отношений; межрегионального сотрудничества; интеграция экономик обеих стран в мировую экономику; гармонизация и унификация законодательной и другой нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования единого экономического пространства, достаточно объемна – в перечне актов Союзного государства, договоров, соглашений и протоколов, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, около 150 документов.
С целью создания единого экономического пространства Союзного государства завершено сближение основных показателей экономического развития и уровня жизни населения и начато их выравнивание, ежегодно разрабатываются и одобряются Советом Министров Союзного государства годовые и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Союзного государства, прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.
Проводимый мониторинг основных макроэкономических параметров развития свидетельствует о позитивной динамике. В Республике Беларусь и Российской Федерации обеспечивается устойчивый рост валового внутреннего продукта, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, реальных денежных доходов населения.
Формированию единого экономического пространства Союзного государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса способствовал подписанный главами правительств двух стран и одобренный Высшим Государственным Советом Союзного государства 3 февраля 2009 года План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.
Активизации работы по формированию единого экономического пространства способствует также реализация утвержденного Советом Министров Союзного государства 30 января 2009 года Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, который включает реализацию мероприятий по переносу таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю таможенную границу Союзного государства. В 2010 году План мероприятий успешно выполнен.
Одним из важнейших направлений интеграции Союзного государства является формирование Объединенной транспортной системы. В Республике Беларусь и Российской Федерации утверждены соответствующие федеральные и государственные программы (В Российской Федерации — Федеральная программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы), а в Республике Беларусь – Государственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы).
В рамках реализации этих программ и планов с 1 апреля 2011 г. упразднен транспортный контроль на российско-белорусском участке границы (контроль перенесен на внешнюю границу Союзного государства); согласованы основные параметры по межосевым расстояниям и весовым нагрузкам транспортных средств; усовершенствована процедура и сокращены с 5 до 2 рабочих дней сроки оформления разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, уменьшены сроки согласования маршрута движения тяжеловесного транспортного средства с 5 до 3 рабочих дней; постоянно ведётся работа по развитию автодорожной инфраструктуры участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории России и Беларуси и дорог общего пользования; осуществляется модернизация инфраструктуры железных дорог, в том числе организовано сотрудничество между ОАО «РЖД» и Белорусской железной дорогой по вводу в эксплуатацию во втором полугодии 2015 г. поездов TALGO на маршруте Москва-Берлин; регулярно открываются новые маршруты для перевозки грузов контейнерными поездами; выработаны взаимоприемлемые условия частотного регулирования полётов самолетов на линии Минск – Москва; сняты ограничения по пунктам назначения для белорусских авиаперевозчиков; организовано сотрудничество в области обеспечения транспортной безопасности, а также решаются многие другие профессиональные вопросы в области транспорта.
На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества транзитных поездок российских автоперевозчиков по территории Республики Беларусь. Согласно имеющимся статистическим данным с 2006 по 2013 год их рост составил более чем в 2,5 раза.
Сотрудничество в энергетической сфере направлено на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газовой, электроэнергетической отраслях, атомной энергетике, укрепление энергетической безопасности, обеспечение потребностей внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах. Завершено объединение газотранспортных систем, создана необходимая правовая основа сотрудничества в области ядерной энергетики.
Работа по созданию общего рынка услуг связи ведется в рамках совместного плана мероприятий по сотрудничеству между администрациями связи Российской Федерации и Республики Беларусь.
|