экономическая разведка

экономическая разведка

Современный бизнес сейчас уже не мыслим без использования информационных технологий, маркетинга, построения бизнес-стратегии, финансового менеджмента, современных методов управления персоналом и межу тем, существуют и факторы, которое способны негативно влиять на деятельность любого предприятия.  

В условиях современной конкурентной борьбы в различных сферах первоочередное значение приобретает своевременная оценка намерений конкурентов, анализ и внешнеэкономический мониторинг возможных рисков. Одно из направлений этого мониторинга уже получило за рубежом название «конкурентная разведка» (competitive intelligence). У нас этот термин пока еще не устоялся, и в литературе можно встретить в значительной мере эквивалентные выражения «экономическая разведка», «деловая разведка», «бизнес-разведка». В связи с этим, в контексте настоящей статьи мы оперирует термином «экономическая разведка».  

 Экономическая разведка приобретает все большее значение в развитии современной экономики. Однако если на Западе она уже интегрировалась достаточно глубоко в бизнес, особенно в последние 15-20 лет, то в Белоруссии мы стоим в начале этого процесса.  

Напряженная криминогенная обстановка в стране, появление активно действующих структур экономической разведки, международной экономической преступности, повсеместное применение жестких методов воздействия на предпринимательские структуры определяют актуальность проблемы безопасности хозяйствующих субъектов и на ближайшую перспективу.  

Однако и в Белоруссии очевидна тенденция, наиболее отчетливо проявляющаяся в крупном и среднем бизнесе, особенно банковском и/или с участием иностранного капитала, к формированию групп сотрудников и/или структур, занимающихся конкурентной разведкой, в составе своих служб безопасности.  

В связи с этим перед системой экономической безопасности хозяйствующего субъекта встают следующие задачи [1, с. 18]:  

•          защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;  

•          сбор, анализ, оценка и прогнозирование данных, характеризующих обстановку на предприятии;  

•          изучение партнеров, клиентов и конкурентов.  

Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.  

Для сбора разведывательных данных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако, все они являются неизменно эффективными [1, с. 9]:  

•          закупка товаров конкурента;  

•          неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях, при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;  

•          посещение предприятий;  

•          отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;  

•          бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;  

•          похищение чертежей и технической информации.  

В современных условиях служба безопасности  коммерческой структуры должна обязательно иметь разведывательные подразделения.  

Подразделение экономической разведки предприятия — структурное подразделение, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйствующего субъекта, информационного центра с задачами обработки и анализа информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.  

Деятельность отдела экономической разведки, как показывает многолетний опыт американских корпораций, должна находиться под постоянным руководством и контролем исполнительного директора фирмы по вопросам безопасности и строиться по трем основным направлениям [3, с. 21]:  

•          внутренняя оценка;  

•          внешняя оценка;  

•          анализ полученной информации.  

Окончательные выводы и рекомендации в ясной и сжатой форме доводятся до заинтересованных инстанций, обычно это непосредственное руководство службы безопасности, первое лицо хозяйствующего субъекта или совет директоров предприятия, а когда это целесообразно, то руководство партнеров и контрагентов.  

Исходя из вышеизложенного, кратко сформулируем цели разведывательной деятельности в экономике:  

1.Своевременное обеспечение руководства надежной и всесторонней информацией об окружающей предприятие среде.  

2. Организация максимально эффективной информационной работы, исключающей дублирование структурными подразделениями предприятия функций друг друга.  

3. Усиление благоприятных и локализация неблагоприятных факторов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность предприятия (управление рисками).  

В нашей стране становление экономической разведки не обходится без проблем — это и слабая правовая база, и нехватка соответствующих квалифицированных специалистов. Тем не менее, отечественные фирмы уже понимают, что сегодня без всестороннего использования элементов экономической разведки успешно работать в своем бизнесе практически невозможно, поскольку результаты разведки становятся основой для надежного стратегического планирования.  

Сегодняшняя тенденция в Республике Беларусь такова, что роль эффективно организованной экономической разведки только усиливается.  

Таким образом, экономическая разведка на современном этапе позволяет:  

1. Предвидеть возможные изменения, выявлять и предвидеть действия новых или потенциальных конкурентов.  

2. Совмещать интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.  

3. Успешно работать в своем бизнесе, поскольку результаты экономической разведки становятся основой для надежного стратегического планирования.  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.20.2018)
Просмотров: 127 | Теги: экономическая разведка | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar