экономическая разведка
Современный бизнес сейчас уже не мыслим без использования информационных технологий, маркетинга, построения бизнес-стратегии, финансового менеджмента, современных методов управления персоналом и межу тем, существуют и факторы, которое способны негативно влиять на деятельность любого предприятия.
В условиях современной конкурентной борьбы в различных сферах первоочередное значение приобретает своевременная оценка намерений конкурентов, анализ и внешнеэкономический мониторинг возможных рисков. Одно из направлений этого мониторинга уже получило за рубежом название «конкурентная разведка» (competitive intelligence). У нас этот термин пока еще не устоялся, и в литературе можно встретить в значительной мере эквивалентные выражения «экономическая разведка», «деловая разведка», «бизнес-разведка». В связи с этим, в контексте настоящей статьи мы оперирует термином «экономическая разведка».
Экономическая разведка приобретает все большее значение в развитии современной экономики. Однако если на Западе она уже интегрировалась достаточно глубоко в бизнес, особенно в последние 15-20 лет, то в Белоруссии мы стоим в начале этого процесса.
Напряженная криминогенная обстановка в стране, появление активно действующих структур экономической разведки, международной экономической преступности, повсеместное применение жестких методов воздействия на предпринимательские структуры определяют актуальность проблемы безопасности хозяйствующих субъектов и на ближайшую перспективу.
Однако и в Белоруссии очевидна тенденция, наиболее отчетливо проявляющаяся в крупном и среднем бизнесе, особенно банковском и/или с участием иностранного капитала, к формированию групп сотрудников и/или структур, занимающихся конкурентной разведкой, в составе своих служб безопасности.
В связи с этим перед системой экономической безопасности хозяйствующего субъекта встают следующие задачи [1, с. 18]:
• защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;
• сбор, анализ, оценка и прогнозирование данных, характеризующих обстановку на предприятии;
• изучение партнеров, клиентов и конкурентов.
Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.
Для сбора разведывательных данных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако, все они являются неизменно эффективными [1, с. 9]:
• закупка товаров конкурента;
• неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях, при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;
• посещение предприятий;
• отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;
• бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
• похищение чертежей и технической информации.
В современных условиях служба безопасности коммерческой структуры должна обязательно иметь разведывательные подразделения.
Подразделение экономической разведки предприятия — структурное подразделение, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйствующего субъекта, информационного центра с задачами обработки и анализа информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.
Деятельность отдела экономической разведки, как показывает многолетний опыт американских корпораций, должна находиться под постоянным руководством и контролем исполнительного директора фирмы по вопросам безопасности и строиться по трем основным направлениям [3, с. 21]:
• внутренняя оценка;
• внешняя оценка;
• анализ полученной информации.
Окончательные выводы и рекомендации в ясной и сжатой форме доводятся до заинтересованных инстанций, обычно это непосредственное руководство службы безопасности, первое лицо хозяйствующего субъекта или совет директоров предприятия, а когда это целесообразно, то руководство партнеров и контрагентов.
Исходя из вышеизложенного, кратко сформулируем цели разведывательной деятельности в экономике:
1.Своевременное обеспечение руководства надежной и всесторонней информацией об окружающей предприятие среде.
2. Организация максимально эффективной информационной работы, исключающей дублирование структурными подразделениями предприятия функций друг друга.
3. Усиление благоприятных и локализация неблагоприятных факторов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность предприятия (управление рисками).
В нашей стране становление экономической разведки не обходится без проблем — это и слабая правовая база, и нехватка соответствующих квалифицированных специалистов. Тем не менее, отечественные фирмы уже понимают, что сегодня без всестороннего использования элементов экономической разведки успешно работать в своем бизнесе практически невозможно, поскольку результаты разведки становятся основой для надежного стратегического планирования.
Сегодняшняя тенденция в Республике Беларусь такова, что роль эффективно организованной экономической разведки только усиливается.
Таким образом, экономическая разведка на современном этапе позволяет:
1. Предвидеть возможные изменения, выявлять и предвидеть действия новых или потенциальных конкурентов.
2. Совмещать интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.
3. Успешно работать в своем бизнесе, поскольку результаты экономической разведки становятся основой для надежного стратегического планирования.
|