Договорные и внедоговорные отношения

 

Международная межправительственная организация является одним из основных субъектов международного публичного права. В тоже время международные организации с необходимостью вступают и в частноправовые отношения. Актуальность данной темы исследования  для белорусского государства обусловлена учреждением на территории Республики Беларусь представительств рядом международных организаций, среди которых Международная финансовая организация, Экономический Суд СНГ, Евразийский банк развития, Международная организация по миграции, Международный научно-технический центр и т.д. Кроме того, 18 июня 2010 г. заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Евразийским банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на территории Республики Беларусь [19], а 28 июля 2010 г. – Соглашение между Республикой Беларусь и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев о сотрудничестве и правовом статусе Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и его персонала в Республике Беларусь [20]. Между тем комплексного исследования форм участия международных межправительственных организаций в отношениях, регулируемых нормами частного права, в отечественной юридической науке не проводилось. Нельзя не отметить, что отдельные аспекты участия международной межправительственной организации в частноправовых отношениях были рассмотрены в работах таких авторов, как В.А. Канашевский [4], Р.Ш. Кужашева [7], Т.Н. Нешатаева [9], Ж.И. Седова [17] и др. Целью настоящей работы является выявление форм и особенностей участия международных межправительственных организаций в частноправовых отношениях.  

 Основы участия международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях регулируются ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в силу которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц(организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.  

Следует отметить, что частноправовые отношения  с участием ММПО автоматически будут осложнены иностранным элементом. ММПО на территории любого из государств будет являться иностранным субъектом, имеющим правовое регулирование, отличное от регулирования статуса юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве. В этом состоит одно из отличий правового статуса ММПО от правового положения государства. Ведь и государства, и ММПО являются, в первую очередь субъектами публичного права, которые в то же время обладают способностью вступать в частноправовые отношения. Но  участие государства в гражданско-правовых отношениях может быть урегулировано как нормами гражданского права, так и нормами международного частного права; вступление же ММПО в частноправовые отношения означает их безусловное осложнение иностранным элементов в лице субъекта (самой ММПО).  

В.А. Канашевский выделяет два вида частноправовых правоотношений, в которых принимает участием международная организация.  

1) С одной стороны, все международные организации, независимо от размера, наличия устава и содержащихся в нем положений о правоспособности, вступают, точнее – вынуждены вступать, в гражданско-правовые отношения с государством пребывания для обеспечения своей повседневной деятельности (электро-, газо-, водоснабжение и т.п., почтовая  и прочая связь, приобретение канцелярских принадлежностей и пр.).  

2) С другой стороны, организации участвуют в гражданско-правовых соглашениях, которые связаны с  реализацией ими своей целевой (уставной) правоспособности [4, с. 141].  

Следует добавить, что в зависимости от содержания положений источников правового регулирования статуса ММПО один и тот же вид правоотношений может быть отнесен как к первой разновидности, так и ко второй разновидности правоотношений. Так, например, между НО «Фонд развития тенниса в России», Евразийской патентной организацией и ООО «Амфин» был в 2002 г. заключен договор, предметом которого является реализация инвестиционного проекта реконструкции и сдачи в  эксплуатацию здания, расположенного в г. Москва [16]. Согласно ст. 2 Евразийской патентной конвенции Евразийская патентная организация учреждается для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов [3]. В данном случае инвестиционная деятельность не является той деятельностью, которая непосредственно предусмотрена учредительными актами ММПО. С другой стороны, согласно ст. III Статей Соглашения Международной финансовой корпорации корпорация может инвестировать свои средства в продуктивные частные предприятия на территориях своих членов [23]. Таким образом, для Международной финансовой корпорации инвестиционная деятельность является прямо предусмотренной учредительным актом.  

Международные межправительственные организации вступают в различные частноправовые отношения, среди которых важное значение занимают следующие виды правоотношений.  

1)        Трудовые отношения.  

Безусловно, международные межправительственные организации с необходимостью вступают в трудовые отношения. Для организации работы и штаб-квартиры, и представительств ММПО на территории государств-участников данной организации международные организации приглашают на работу сотрудников, являющихся гражданами различных государств.  

Вопрос о том, попадают ли данные отношения в сферу регулирования международным частным правом, является дискуссионным. Н.Б. Крылов считает, что правила, которые применяются к контрактам между организацией и ее служащими, действительно являются международными и делает вывод о том, что эти нормы не международно-правовые, а частноправовые [6, с. 166].  

Нельзя не отметить, что для ММПО свойственна тенденция по урегулированию трудовых правоотношений внутренним правом организации. Об этом свидетельствует разработка и принятие в рамках некоторых организаций соответствующих документов и учреждение органа по рассмотрению споров с участием сотрудников. Примером может служить Положение о персонале ООН, 2 февраля 1952 г. [15] и деятельность трибунала ООН.  

Вместе с тем, вопрос об отношениях между ММПО и сотрудниками является достаточно сложным с точки зрения органа, обладающего компетенцией по рассмотрению дел между данными сторонами.  

Важно отметить, что в рамках системы ООН действует положение о приоритете досудебного урегулирования споров. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН подтверждено, что неформальное урегулирование конфликтов является одним из ключевых элементов системы отправления правосудия, и обращено особое внимание на необходимость максимально широкого использования неформальной системы, с тем, чтобы не проводить судебных разбирательств, которых можно избежать. Этим же документом определена двухуровневая система отправления правосудия, которая включает Трибунал по спорам ООН и Апелляционный трибунал ООН [14]. Трибунал по спорам рассматривает и разрешает дела по  заявлениям, представленным нынешними или бывшими сотрудниками или от их имени в порядке обжалования административных решений, которые, по их мнению, не согласуются с их условиями назначения или трудовым договором.  

В то же время трудовые споры между межправительственными организациями и их сотрудниками рассматриваются и национальными судебными органами. Так, например, истец Р. обратился в суд с иском к Евразийскому банку развития (далее — ЕАБР) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда. В ходе судебного заседания до рассмотрения дела по существу ЕАБР уведомил суд о наличии у него иммунитета от судебного преследования на территории РФ и отсутствии у него намерения отказаться от этого иммунитета в отношении данного дела, в связи с чем заявил ходатайство о прекращении производства по делу. Определением Таганского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, производство по делу было прекращено.  

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ принятые судебные постановления были отменены. Довод относительно того, что спор между истцом и ответчиком не подлежит рассмотрению в судах РФ, поскольку на основании трудового договора спор должен рассматриваться в соответствии с внутренними нормативными документами банка, является несостоятельным. Каждый имеет право на справедливо разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, а внутренние нормативные акты банка не содержат какого-либо способа для эффективной защиты своих трудовых  прав [13].  

Не менее дискуссионным является вопрос о праве, которое подлежит применению для урегулирования отношений между нанимателем (международной организацией) и работником. Несмотря на то, что ММПО стремятся избежать воздействия права того или иного государства и в ряде случаев обладают иммунитетом от действия национального законодательства, судебной практике известны примеры применения национального законодательства.  

Так, например, в деле Mukaddam  в качестве ответчика, который ссылался на наличие иммунитета, выступала миссия ООН. Федеральным судом Нью-Йорка ответчик-работодатель был признан подлежащим судебной юрисдикции в соответствии с законодательством США [8, с. 158].  

Вопрос о возможности применении национального законодательства в сфере пенсионного обеспечения был положительно решен и при рассмотрении Экономическим Судом СНГ дела по запросу Межгосударственного статистического комитета СНГ. Так, в решении Экономического Суда отмечается, что должностные лица и сотрудники Статкомитета СНГ, являющиеся гражданами РФ, имеют право на пенсионное  обеспечение в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих РФ [8].  

2)        Договорные правоотношения.  

Межправительственные организации могут выступать в качестве стороны гражданско-правового договора. ММПО арендуют недвижимость, приобретают оргтехнику, мебель, канцтовары, пользуются услугами связи и т.д. В этой связи Т.Н. Нешатаева пишет о том, что заключение контрактов гражданско-правового характера с международной организацией для многих коммерческих фирм считается не только выгодной, но и достаточно престижной и ответственной операцией; многие из этих контрактов заключаются на конкурсной или аукционной основе [9, с. 233].  

Действительно, ММПО часто используют конкурсную основу для заключения гражданско-правовых договоров. К заключению договоров посредством проведения тендеров прибегают многие международные организации, например, Международный научно-технический центр, Евразийский банк развития и др. Так, например, только в марте 2011 г. в рамках Программы развития ООН в Республике Беларусь объявлен ряд тендеров, среди которых тендер на поставку наборов для экспресс-анализа гепатита С и гепатита В; тендер на поставку переносных мультмедиа-проекторов и экранов; тендер на поставку настенных информационных досок; тендер на выполнение работ в рамках реализации проекта международной технической помощи «Создание условий для устойчивого функционирования системы охраняемых водно-болотных угодий в Белорусском Полесье»; тендер на оказание услуг по организации и проведению мероприятий в рамках компонента по профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку [12].  

На наш взгляд, можно говорить о том, что вступление ММПО в частноправовые отношения необходимо для создания надлежащих условий для осуществления организацией своей деятельности, для выполнения функций, возложенных на ММПО учредительными документами.  

Думается, что среди договоров, которые заключают ММПО, можно отметить следующие: договор купли-продажи; договор аренды; договор подряда; договор страхования; договор возмездного оказания услуг и другие.  

3)        Внедоговорные отношения.  

Исключить возможность причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц в результате функционирования международной организации не представляется возможным.  

Так, например, вред может быть причинен в результате деяний сотрудников международной организации, в результате осуществления деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (в том числе в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля, принадлежащего ММПО), в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с осуществлением иной деятельности.  

4)        Вещные правоотношения.  

Международная межправительственная организация обладает правом собственности на принадлежащее ей имущество: недвижимость, автотранспортные средства, оргтехнику и т.д. Учредительные акты ММПО зачастую закрепляют положение о возможности международной организации приобретать и отчуждать имущество. Так, например, согласно ст. 11 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности: заключать договоры, приобретать имущество и распоряжаться им, выступать в суде, открывать счета и совершать операции с денежными средствами [2].  

Особенностью  участия ММПО в вещных правоотношениях является наличие особого правового режима имущества межправительственных организаций. Так, в соответствии со ст. 236 ГК Республики Беларусь принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренным законом, согласно постановлению суда. К таким случаям, относятся, например, реквизиция,  конфискация, национализация и др. В то же время раздел 3 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и актив Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных или законодательных действий [10].  

5)        Отношения, связанные с созданием и  использованием объектов интеллектуальной собственности.  

В литературе, посвященной вопросам правового регулирования  интеллектуальной собственности, непосредственно международная межправительственная организация, как правило, не выделена в качестве субъекта интеллектуальной собственности. Так, например, А.П. Сергеев  отмечает, что обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также Российское государство в целом [18, с. 168], указывая далее что наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы, искусства по российскому законодательству выступают юридические лица [18, с. 168, 170].  

Как представляется, международная межправительственная организация может выступать как субъект права интеллектуальной собственности в следующих случаях.  

Во-первых, думается, что по отношению к ММПО возможно применение положения, которое действует в отношении приобретения юридическим лицом прав на служебные произведения. В таком случае, если работники ММПО создают произведения науки, литературы, искусства, изобретения и иные результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг в силу служебных обязанностей или служебного задания, имущественные права на такой объект принадлежат ММПО, если внутренним правом или соглашением с работником не предусмотрено иное.  

Во-вторых, ММПО может приобретать права на объекты интеллектуальной собственности, например, по договору, в силу правопреемства (при прекращении деятельности другой ММПО, если оформлено правопреемство), в силу наследования.  

6)        Наследственные правоотношения.  

В соответствии со ст. 1037 ГК РБ наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Наследниками по завещанию могут быть также юридические лица, которые являлись созданными в момент открытия наследства, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.  

Как представляется, ввиду отсутствия запрета выступать ММПО в качестве наследника межправительственная организация может рассматриваться в таковом статусе. В этом случае положение ст. 1037 представляется не вполне удачным. Несмотря на то, что межгосударственная организация наделяется правами юридического лица, она не является юридическим лицом. В этой связи думается целесообразным в перечень субъектов, которые могут быть наследниками по завещанию, включить и международную организацию.  

7)        Принятие в дар имущества. Пожертвования.  

Анализ содержание учредительных документов международных  межправительственных организаций позволяет подразделить все ММПО на две группы:  

1)                 ММПО, учредительные документы прямо предусматривают возможность формирования бюджета организации за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц, пожертвований, принятия имущества в дар.  

Так, например, согласно ст. 25 Конституции Международной организации по миграции оперативная часть бюджета финансируется за счет взносов в виде денежных средств, услуг или натурой государств-членов, других государств, международных правительственных или неправительственных организаций, иных юридических или физических лиц. Взносы в оперативные расходы являются добровольными, и любой вкладчик в оперативную часть бюджета может оговорить с организацией сроки и условия, которые соответствуют целям и функциям организации и при которых его взносы могут использоваться [5].  

2)                 ММПО, учредительные акты которых такого положения не содержат. Примером может служить Экономический Суд СНГ. В соответствии со ст. 3 Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, 6 июля 1992 г., финансирование Экономического Суда СНГ осуществляется в равных долях в рублевом эквиваленте государствами-участниками [21].  

8)        Гражданские и хозяйственные процессуальные правоотношения.  

Возможность участия ММПО в гражданских и хозяйственных процессуальных отношения в качестве истца в настоящее время не является предметом дискуссий. Межправительственные организации вправе обращаться в национальные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Положение о возможности возбуждать судебное преследование достаточно часто закреплено учредительными актами международных организаций, например, разделом 2 ст. IX учредительного акта Международного валютного фонда [22]. В свою очередь, участие ММПО в качестве ответчика в судах государств осложняется наличием у межправительственных организаций судебного иммунитета. В то же время анализ судебной  практики дает возможность говорить о том, международные межправительственные организации являются участниками как гражданского, так и хозяйственного процессов и могут выступать не только в качестве истцов, но и также в качестве ответчиков. Так, например, в 2004 г. судом Ленинского района г. Минска рассматривалось дело по иску Г. к Экономическому Суду СНГ о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда и выплате выходного пособия в связи с увольнением [1].  

Категория: Экономика | Добавил: lipnishki (12.07.2018)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar