Люди добывают золото с незапамятных времён. Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, является редким, имеет много сфер технического применения. В промышленности золото используется как материал для электрических контактов, для ядерных исследований, для золочения металлов. Также оно широко применяется в ювелирных изделиях, стоматологии и фармакологии. Но самой главной ролью, которую играет золото, является его способность быть денежным эквивалентом практически в любой экономической ситуации и в любой момент времени. Чаще всего под деньгами подразумевается бумажная валюта, а она, как и любая другая бумажка, не вечна и ненадёжна, например, в момент кризиса бумажные деньги, которыми владеет человек, могут быть обесценены, и в результате этого он останется ни с чем, хотя и до кризиса имел значительный достаток. А золото является надёжной и качественной гарантией того, что в случае кризиса, твоё благосостояние не пострадает, что у тебя всегда имеется вариант на «чёрный» день.
Рынок золота состоит из двух частей, которые взаимосвязаны между собой. Это рынок реального золота, на котором оно физически перемещается от продавца к покупателю, и рынок, на котором заключаются сделки при помощи контрактов на золото, где реальное золото используется незначительно. Я решил рассмотреть рынок реального золота, а именно Белорусский рынок ювелирных изделий из золота. Так как при заданных границах рынок не является сложно структурированным и трудным для описания.
Описание товара
Ювелирные украшения играют важную роль именно в культурной жизни людей, они являются не просто дорогостоящие изделия из драгоценных металлов, а истинные произведения искусства. Чем художественнее и красивее украшение, тем солиднее выглядит человек. Обладание богатыми украшение считается признаком элиты, самое дорогостоящее и качественное доступно лишь ограниченного кругу лиц.
Инвестиции в предметы роскоши считаются наиболее надежными, так как драгоценности не потеряют свою стоимость со временем, и они не подвержены разложению.
Характеристика спроса и предложения. Эластичность
Спрос. Основные потребители ювелирной продукции – женщины, и большая доля потребления приходится на дамские украшения. Каждая девушка мечтает о золотых украшениях, которые она сможет с гордостью носить и наслаждаться. Доля ювелирной продукции также рассчитана и на мужчин. Мужчины чаще всего предпочитают из ювелирных украшений часы. Известно, что при выборе любого товара потребитель ориентируется по двум основным критериям – это качество товара и его цена. Неценовыми факторами спроса данного рынка являются: сезон на момент покупки (существует два «горячих» периода: пик продаж ювелирных изделий отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому году и Рождеству и в период, предшествующий 8 Марта, женскому дню), денежные доходы потребителей (при росте доходов, покупатели смогут позволить себе большее количество данных товаров, а при снижении доходов потребители сократят своё потребление или некоторые полностью его прекратят), ожидание потребителей (в случае возможности возникновения кризиса, инфляции потребители могут покупать товар в тезаврационных целях),качество товара и престижность бренда, вкусы и предпочтения потребителя (покупатели могут ориентироваться не на массу затраченного материала и цену, а на красоту и художественную оригинальность изделия).
Эластичность спроса. Ювелирные изделия из золота можно заменить другими товарами, например изделиями из серебра и другим металлов, ниже по качеству, чем золото, поэтому спрос является эластичным. При увеличении цены на товары, изменится спрос. Основными потребителями являются люди, имеющий высокий и средний достаток, и они сократят своё потребление или заменят потребление данного товара на товары-субституты. Таким образом, спрос уменьшится в соответствие с увеличением цены. Так же спрос будет эластичным и по доходу. При увеличении дохода потребителей, они смогут позволить себе большее количество данного товара, следовательно, спрос увеличится. Если же доходы снизятся, потребители смогут заменить товары на более дешёвые, то есть спрос уменьшится. Таким образом, ювелирные изделия из золота можно отнести к товарам роскоши, они не являются товаром первой необходимости.
Предложение. Предложение полностью удовлетворяет спрос. Но в Беларуси уровень спроса низкий из-за высокой стоимости ювелирных украшений из золота и низким уровнем доходов населения. Позволить себе их в большом количестве может только богатая часть населения. Неценовыми фактором производства является ожидание увеличения цен, продавцы могут не выводить товары на рынок и сокращать уровень предложения, если ожидается увеличение цен или они могут увеличивать продажи товара, если предполагается снижение цен.
Эластичность предложения. Предложение ювелирных изделий из золота является неэластичным, так как при увеличении цены, производители будут стремиться вложить впибыль в усовершенствование производства, потому что ювелирные изделия не являются продуктом, дополнительная единица которого приносит существенную полезность потребителю. При уменьшении цен, производители будут стремиться сократить предложение.
Основные производители. Основными производителями на рыке ювелирных изделий в Беларуси являются «ZORKA», «Красцветмет», ювелирный завод «ДИАМАНТ», ювелирный дом «SADKO», «Кристалл» и «SVAROVSKI». Эти производители выпускают качественные изделия, которые не уступают зарубежным и пользуются широким спросом. Вся продукция проходит многоступенчатый контроль качества, что позволяет удовлетворять требования даже самых взыскательных клиентов. Технологии мирового уровня обеспечивают высочайшее качество нашей продукции и ее конкурентные преимущества.
Также существуют черные рынки. Они возникают, если государство ограничивает частную торговлю золотом или вводит различные ограничения и высокие пошлины на ввоз золота в страну. Черные рынки получают металл контрабандным путём, при этом часто используются различные хитроумные методы, которые иногда имеют довольно курьёзный характер. Например, были отмечены случаи, когда контрабандисты надевали специальные жилеты и пояса, в которых удавалось спрятать до 40 кг золота, отмечались случаи, когда использовались для перевозки золота бочки с двойным дном и мебель, детали которой изготавливались из золота. Изделия, поступающие с черного рынка, не отличаются высоким качеством и изготовлены из сплавов недоброкачественных металлов.
Рыночная структура
Характер продукции на данном рынке является разнородным, каждое изделие отличается по своей структуре, количеству затраченного золота, качеству, дизайну и т.д. Эта разница является важным фактором при выборе товара для любого потребителя. Следовательно, и цены на товары будут разнообразны. Все товары являются взаимозаменяемыми и нацелены на удовлетворение одних и тех же потребностей. Вход на рынок на запрещён, но новым производителям будет достаточно сложно пытаться конкурировать с уже существующими брендами, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны. Таким образом, рынок ювелирных изделий из золота в Беларуси по рыночной структуре. является монополистической конкуренцией.
Рынок имеет незначительные меры государственного вмешательства, это могут быть дополнительные налоги.
Заключение
Рынок эффективно работает, покупатели всегда имеют возможность удовлетворить свои потребности в товаре благодаря большому объёму предложения. Имеется стабильное предложение и не существует дефицита товара. Рынок имеет эластичное предложение и эластичный спрос, что говорит о том, что он хорошо функционирует, оснащён передовыми технологиями и является конкурентоспособным. Проблемой является то, что не каждый может позволить себе данный товар в связи с высокими ценами и низкими доходами населения, но так ювелирные изделия являются товаром роскоши, это вполне приемлемо.
|