Франчайзинг
Франчайзинг – одна из новых для белорусской практики систем ведения бизнеса. Эта специфическая система взаимоотношений заимствована Республикой Беларусь главным образом из законодательств США, Великобритании, России. В Республике Беларусь юридически она закреплена в гл. 53 Гражданского кодекса в виде понятия «комплексная предпринимательская лицензия». Все договоры франчайзинга и внесенные в них изменения подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности».
Франчайзинговые правовые отношения возникают на договорной основе между крупными и мелкими субъектами хозяйствования. Такой договор заключается между как минимум двумя компаниями, именуемыми франчайзером и франчайзи. Первая обладает известной торговой маркой, вторая желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями. По заключаемому договору франчайзинга франчайзер передаёт франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров и оказания услуг, а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определённую денежную сумму. Предприятие и система предприятий, которые существуют в соответствии с франчайзинговым договором, называется франшизой [1, с. 92-94].
Институт франчайзинга имеет всеобщее признание и огромную популярность во всём мире. Огромный потенциал франчайзинга подтверждается тем, что франчайзинг в США создаёт 10 % богатства страны – это в 3 раза больше, чем торговля автомобилями. В Австралии свыше 90 % общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франчайзинга. Международная франчайзинговая ассоциация признаёт, что франчайзинг используется более чем в 75 отраслях промышленности [2,с. 53-54].
Первые компании подобного типа в Беларуси появились очень давно, задолго до формального определения франчайзингового договора в законодательстве. В Беларуси уже много лет успешно работает франчайзинговая сеть российской компании «1 С», занимающаяся разработками, продажей и обслуживанием программного обеспечения. В основном она известна как создатель самой популярной в России и ближнем зарубежье программы бухгалтерского и управленческого учёта. В Беларуси в настоящее время с ней работает около 80 организаций. Российская компания предоставляет продукт и обучает (сертифицирует) персонал белорусских организаций. Американская компания «Херц Интернэшнл, Лтд.» предоставила франшизу белорусскому ООО «АвтоРентСервис», белорусское ООО «НТС» – белорусскому же ОАО «Центр», и белорусское ООО «Сенсор-М» – российскому научно-производственному объединению «Сенсор» [4, с. 33– 34].
До настоящего времени было зарегистрировано 109 договоров франчайзинга с 37 франчайзерами, 20 из которых белорусские, а 17 – представители Бельгии, Чехии, Кипра, Германии, Финляндии, Италии, Литвы, Мальты, Нидерландов, России, США. Для сравнения в России заключено более 5 000 таких договоров, в Великобритании – более 34 000, в США – более 250 000 [1, c. 95].
Следует признать, что использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в нашей стране остаётся незначительным. Белорусские бизнесмены достаточно настороженно относятся к использованию института франчайзинга при ведении бизнеса. Зарубежные компании также не столь охотно заключают франчайзинговые договоры, поскольку:
во-первых, требования к предприятиям иногда не соответствуют технологии ведения бизнеса в рамках стандартов, принятых в международных компаниях;
во-вторых, в Беларуси рынок менее развит, причём не только с точки зрения финансовых возможностей потребителя, но и с точки зрения наличия готовых к этому виду бизнеса предпринимателей.
Ещё одна проблема, которая сдерживает зарубежные компании – это необходимость защиты интеллектуальной собственности. Она имеет место во всех странах, но в нашей стране она особенно актуальна, так как белорусское законодательство пока значительно отличается от норм международного права [4, с. 32-35].
Для малого и среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес как один из способов выхода на внешние рынки (наряду с прямым и косвенным экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Именно в этих областях франчайзинг может применяться наиболее широко и с высокой эффективностью, обеспечивая их быстрое развитие. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.
Республике Беларусь важно открыть себя для всемирно известных компаний-франчайзеров. Для решения данной задачи необходимы конкретные действия со стороны государства для создания условий для развития франчайзинга:
– развитие системы целевого кредитования на приобретение франшиз малыми предпринимателями, создание системы кредитования франчайзинга с участием банков и страховых компаний;
– создание системы информационной поддержки, обучающих программ по вопросам франчайзинга;
– реклама и поддержка франчайзинговых проектов;
– создание общественных ассоциаций, занимающихся проблемами развития и продвижения франчайзинга на территории Республики Беларусь.
Однако существуют проблемы, которые оказывают значительное влияние на развитие франчайзинга в Республике Беларусь:
– отсутствие у большей части населения страны достаточного для развития бизнеса объёма накопленных денежных средств, недоступность внешних источников финансирования;
– отсутствие у большинства граждан чёткой концепции понимания бизнеса, и как следствие, страх перед потенциальной возможностью потерять вложенные средства, нежелание рисковать;
– недостаточно развитая система информационной поддержки предпринимателей, отсутствие доступных широким слоям общества образовательных программ о малом бизнесе.
И. А. Кишкель
|