франчайзинг
Как известно, для того, чтобы в стране прижились новые формы ведения бизнеса, они должны иметь какие-либо преимущества перед уже сложившимися и устоявшимися формами ведения бизнеса в конкретном государстве, что может подтверждаться положительным опытом других стран и высоким уровнем развития их экономики. Для Республики Беларусь договор франчайзинга является достаточно новым видом договора, практика заключения которого не составляет даже 10 лет.
Вопрос о том, как можно привлечь новые предпринимательские структуры для работы по договору франчайзинга, можно рассматривать с различных аспектов. Во-первых, как привлечь на белорусский рынок иностранных франчайзеров. Во-вторых, как создать белорусских франшизодателей, и, в-третьих, как заинтересовать белорусские предприятия в покупке франшиз.
Иностранных франчайзеров на рынке в Беларуси сравнительно немного. Во многом это объясняется нестабильностью экономики в стране, сложностью ведения бизнеса, частыми и значительными изменениями в законодательстве. Правообладатель, продавая франшизу пользователю, должен быть уверен в том, что эта сделка будет приносить прибыль, а сам бизнес развиваться, и не нанесет вред его репутации. Необходимо упростить процедуру взимания налогов и облегчить налоговое бремя, возможно, предоставляя компаниям, покупающим франшизу, на первоначальном этапе определенные льготы.
Также проблемным аспектом является стоимость франшизы. Необходимо принимать во внимание не только стоимость непосредственно самого лицензионного комплекса, но также объем инвестиций, которые по договору франчайзинга пользователь должен будет вложить в бизнес. Цена франшизы напрямую зависит от известности торговой марки, ее популярности и спроса на продукцию этой торговой марки. Стоимость франшизы даже не очень известной компании достаточно высока, не говоря уже о стоимости франшизы всемирно известных брендах. И те предпринимательские структуры, которые хотели бы работать по системе франчайзинга, просто могут не иметь достаточных для этого средств для покупки таких франшиз.
Для того чтобы белорусские предпринимательские структуры могли позволить себе приобрести франшизу, им необходима материальная поддержка. В качестве такой материальной поддержки можно рассматривать кредиты банка. Такой способ покупки франшиз является широко распространенным во многих странах. Так, например, среди экономических условий, способствующих развитию франчайзинга в ЕС, большую роль играет поддержка банковской сферы. Например, в Великобритании в 2007 году около половины франчайзи брала кредит для начала бизнеса, из них 81 % – у банков. Во Франции отношения между франчайзинговым бизнесом и банками также развиваются уже в течение нескольких десятилетий. Во франчайзинг вовлечена банковская группа «Крэди Льоне», которая взаимодействует со 120 000 франшизными предприятиями в Европе. О высоком уровне развития франчайзинге в Европе свидетельствует объединение в 1988 году пяти крупнейших европейских банков для поддержки франчайзинга [1, с. 31]. Можно предположить, что большой бы поддержкой для развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь была бы выдача банковских кредитов будущим франчайзи. В настоящее время возможность получения предприятиями кредитов в суммах, достаточных для покупки франшизы и инвестирования в будущий проект, фактически отсутствует.
Одной из главных целей будущих франчайзи является производство товаров либо оказание услуг под широко известным брендом, что обеспечит спрос на их продукцию и, соответственно, прибыль. Рассматривая ситуацию в Беларуси, можно отметить, что у нас не так много отечественных компаний с известными брендами, торговыми марками. В связи с этим практически отсутствуют белорусские франчайзеры. Поэтому необходимо усилить поддержку для развивающихся предприятий, предоставлять льготы, субсидии, способствовать выходу на рынок.
Как представляется, для того чтобы привлечь новые предпринимательские структуры для работы по договору франчайзинга, необходимо:
– упростить процедуру взимания налогов и ослабить налоговое бремя для начинающих франчайзинговых компаний;
– сделать более стабильным законодательство в Республике Беларусь в этой сфере;
– предусмотреть банковскую кредитную поддержку для будущих франчайзи;
– оказывать поддержку развивающимся белорусским предприятиям, способствовать их расширению;
– проводить различные специализированных выставки, посвященные франчайзингу, конференции, форумы (в том числе с использованием системы Интернет).
|